Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. Учебное пособие

Анализ форм музыкальных произведений — по-прежнему одна из главных дисциплин музыкально-теоретического курса. Важность предмета объяснить легко: чтобы верно трактовать то или иное произведение недостаточно интуитивно-эмоционального восприятия — необходимы развитые представления о его строении, значении частей и связях между ними.
Лев Абрамович Мазель (1907–2000), выдающийся музыковед московской школы, создал стройное учение о форме в музыке, которое охватывает все основные музыкальные жанры от барокко до романтизма. Позиционируя свой метод как метод «целостного анализа», он прежде всего стремился верно раскрыть содержание опуса, исходя из его чисто музыкальных характеристик. «Анализ произведения, хотя бы лишь приближающийся к целостному и стремящийся раскрыть в произведении не только общие черты содержания и формы, но и своеобразное, неповторимо индивидуальное их претворение, предполагает применение многочисленных сведений, получаемых в других музыкально-теоретических дисциплинах».
Широта тематического охвата полностью отразилась в содержании книги, где непосредственному рассмотрению специфики музыкальных форм предшествуют такие главы, как «Эстетические и методологические основы анализа музыкальных произведений», «Взаимодействие средств в комплексе. Первичные комплексы», «Ритм и метр», «Расчленённость музыкального произведения. Простейшие мелодико-синтаксические структуры». За годы использования в педагогической практике данное учебно-методическое пособие стало незаменимым. Пособие также содержит примеры разборов отдельных музыкальных произведений.