«Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова: встреча русской души с испанским темпераментом

История создания
«Испанское каприччио» (1887) — одно из самых ярких оркестровых сочинений Римского-Корсакова. Впервые оно прозвучало в Петербурге в том же году под управлением автора. Изначально задуманное как «нечто виртуозное для скрипки с оркестром» на испанские темы, произведение трансформировалось в симфоническую сюиту. Композитор, вдохновлённый народными испанскими мелодиями, создал партитуру, в которой оркестр имитирует звучание гитары, кастаньет, пение фламенко.
«Взяв две русские темы, я сочинил на них фантазию и посвятил П. А. Краснокутскому, преподавателю скрипки в капелле, которому был обязан многими разъяснениями по части скрипичной техники... оставшись доволен своей пьесой, я задумал написать еще виртуозную скрипичную пьесу с оркестром на испанские темы, но, сделав некоторый набросок её, оставил эту мысль, предпочитая написать впоследствии на эти же темы пьесу оркестровую с виртуозной инструментовкой».
Жанр «каприччио» в музыке
Каприччио — свободная форма, сочетающая импровизационность и технический блеск. В XIX веке этот жанр стал популярен благодаря национальному колориту: Лист написал «Испанскую рапсодию» для фортепиано, а Чайковский — «Итальянское каприччио», фантазию для оркестра. Римский-Корсаков же довёл жанр до совершенства, сделав оркестр солистом и главным «рассказчиком».
Русская симфоническая традиция
«Испанское каприччио» принадлежит золотому веку русской симфонической музыки, восточные и европейские мотивы в нём смешиваются с новаторской оркестровкой. Русская композиторская школа стала кузницей мастеров музыкальной живописи. Экзотические темы в Испанских увертюрах использовали Глинка («Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»), Балакирев («Исламей»), Римский-Корсаков в «Шехеразаде».
Римский-Корсаков отказался от сольных партий, поручив тематический материал группам инструментов. Например, в Альбораде (утренней серенаде) тема звучит у скрипок, а затем у духовых — будто эхо в горах. Композитор использовал нестандартные для своего времени приёмы: дивизи струнных создаёт эффект «толпы», соло литавр в «Сцене и Цыганской песне» имитирует барабаны фламенко, медные духовые звучат то нежно, то огненно — будто сражающиеся на арене тореадоры.
Отклик слушателей
Когда произведение исполнили в Мадриде (1889), критики не поверили, что его автор никогда не был в Испании. Композитор изучал фольклор по сборникам и общался с испанскими музыкантами. В дальнейшем «Испанское каприччио» повлияло на Равеля, Дебюсси и Стравинского.
Что почитать о композиторе:
- Римский-Корсаков Н. А. «Летопись моей музыкальной жизни» (1909).
- Асафьев Б. В. «Римский-Корсаков. Опыт характеристики» (1922).
Подробнее с изданием можно ознакомиться на нашем сайте.