Сегодня рассказываем об особенностях и истории создания одного шедевра русской музыки — Большом секстете М. И. Глинки.

Новинка: М. И. Глинка. Большой секстет ми-бемоль мажор для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса

История произведения начинается в Италии. Секстет был создан композитором в 1832 году, в период его первого европейского путешествия. Вдохновением для композитора стало приятное знакомство, о котором он рассказывает в своих «Записках»:

«В деревне Luinаtе, что недалеко от города Vаrеsе, находящегося между озерами Маggiоrе и Соmо, жила замужняя дочь Dе Filiррi. Она была чрезвычайно высокого роста, но с приятной и выразительной физиономией. Сверх того, она была превосходно воспитана, хорошо знала французский, немецкий и английский языки и играла примечательно хорошо на фортепиане, так что лучшие артисты посещали её, как, например, Сhорin, с которым она играла нередко за год до моего приезда <…> Естественно, что я часто навещал дочь De Filippi, сходство воспитания и страсть к одному и тому же искусству не могли не сблизить нас. Соображаясь с её сильною игрою на фортепиано, я начал для неё Sеstеttо оriginаlе для фортепиано и двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса, но впоследствии, окончив его уже осенью, я принуждён был посвятить его не ей, а её приятельнице».

Секстет был закончен 17 октября в Тремеццо и посвящён Софии Медичи из семьи маркизов ди Мариньяно. Атмосфера Италии отразилась в произведении в полной мере: музыке присущ светлый, даже идиллический колорит, а мелодии отличаются влиянием итальянского bel canto. Кроме того, секстет стал одной из вершин камерно-инструментального творчества, также произведением, где Глинка вплотную подошёл к своему зрелому стилю, который принято датировать с середины 1830-х годов. Трёхчастный цикл отличается архитектурной стройностью — два ярких сонатных allegro обрамляют очаровательную баркароллу. Главный же инструмент этого ансамбля — фортепиано. Его виртуозная партия отличается концертным блеском, а в сочетании с трёхчастностью цикла это наталкивает исследователей на мысль о влиянии жанра концерта.

Настоящее издание предлагает наиболее достоверный текст произведения, тщательно сверенный с автографом, который хранится в Российской национальной библиотеке. Особенность этой публикации заключается в её связи с легендарным издательством «П. Юргенсон», ведь изначально в её основу был положен текст Глинки в редакции М. Балакирева и С. Ляпунова из издания 1881 года.

18 06 2025