К 215-летию со дня рождения Роберта Шумана

Юрист против пианиста
По настоянию матери Шуман поступил на юридический факультет, но с детства мечтал о музыкальной карьере и в конце концов получил разрешение матери оставить университет. Его учителем стал отец его будущей супруги Клары — Фридрих Вик. Чтобы развить технические возможности, Шуман изготовил специальный тренажёр, но повредил руку и был вынужден отказаться от исполнительского пути.
Бунтарь в музыке и журналистике
В возрасте двадцати трёх лет Шуман основал «Новый музыкальный журнал», где под псевдонимами (Флорестан и Эвсебий) яростно защищал Шопена, Берлиоза и других новаторов. Его девиз: «Не уставать освещать молодое и новое!» Литературное дарование композитора проявилось очень рано. В гимназические годы он увлекся творчеством Дж. Байрона и Жан Поля. В будущем образы этой романтической литературы раскрылись в сочинениях Шумана. С детства он был причастен к серьёзной литературной работе: составлял статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца, а также выполнял корректуру латинского словаря. Школьные сочинения Шумана по литературе были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его публицистики.
Брак с Кларой Вик и творческий подъём
В 1840 году после долгой борьбы с противодействием своего учителя Шуман женился на Кларе Вик. Этот период ознаменовался расцветом его творчества: за год он создал около 140 песен, включая циклы «Любовь поэта» и «Круг песен».
В последующие годы появились знаменитые камерные ансамбли, среди которых Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, ставший эталоном романтической музыки. Шуман оставил обширное творческое наследие, включающее симфонии, концерты, камерную и вокальную музыку. «Музыкой» было издано более двух десятков сочинений композитора, ознакомиться с ними подробнее можно по ссылке.
Эволюция музыкального языка и влияние на современников
Такие произведения, как «Детские сцены», «Карнавал» и «Крейслериана», вошли в золотой фонд фортепианной литературы. Влияние Шумана прослеживается в творчестве И. Брамса, Э. Грига и других композиторов-романтиков.
Уникальный синтез литературного романтизма и музыкального новаторства, открытия в области циклической формы, монотематизма, фортепианной фактуры и вокального письма оказали определяющее влияние на всю последующую европейскую музыку.