В годы Великой Отечественной войны издательство «Музыка», тогда называвшееся «Музгиз», продолжало активно работать несмотря ни на что. Рассказываем об этом самоотверженном труде.

К юбилею Великой Победы

В первые дни войны была подготовлена и издана песня «Вставай, страна огромная» А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача. Её призыв был услышан, и многие в июне 1941 по её зову добровольно ушли на фронт. В архиве издательства хранятся документы, запечатлевшие этот момент. В них содержатся трогательные просьбы о разрешении уйти с работы, чтобы проводить сына, мужа, брата или же выплатить зарплату не сотруднику, а его супруге и многие другие.

Те же, кто остался, стойко переносили тяготы военного времени и продолжали работать. «Музгиз» тогда имел два отделения — в Москве и Ленинграде. Совместно они выпустили целый ряд изданий, которые и сегодня не теряют своего значения. Конечно, главное место среди них занимают военно-патриотические песни, которые выпускали сборниками или отдельно. Например, в 1942 году вышли «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, сборник «В бой за Родину!», песни братьев Покрасс и знаменитая, любимая и сегодня песня «В землянке» К. Листова на слова А. Суркова. А своего рода итогом в 1945 году стал сборник, куда вошли песни лауреатов закрытого конкурса Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Ими стали В. Соловьев-Седой, Д. Кабалевский, Е. Жарковский и другие.

Не прекращалась работа и над русской музыкальной классикой: в 1942 вышла партитура, прозвучавшей на всю страну Седьмой симфонии Д. Шостаковича и клавир оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки с новым текстом С. Городецкого. В контексте времени этот сюжет приобретал непреходящее символическое значение. В целом же, сам акт публикации столь исторически важных изданий был манифестом несокрушимости русской культуры.

Знаменательным событием стало назначение главным редактором издательства Игоря Фёдоровича Бэлзы (1904–1994) в 1943 году. Музыковед, композитор, доктор искусствоведения, он внёс свой неоценимый вклад. И сегодня, открывая многие издания того периода, можно найти его ценные вступительные статьи. Кроме этого, он также оставил многочисленные исследования о русской музыке, работы о музыке Польши и Чехии. Будучи автором монументального исследования, посвящённого творчеству А. Скрябина, Игорь Федорович Бэлза рассказал о жизни и творчестве этого замечательного композитора в авторском цикле передач «Этюды о Скрябине», который предлагаем посмотреть по ссылке.

Конечно, работать в условиях войны было крайне трудно. Важными словами поддержки стало обращение С. С. Прокофьева к Оргкомитету Союза композиторов: «Оргкомитет должен обратиться в Музгиз, предложив ему работать в полную силу: гравировать, корректировать и складывать — да, складывать на полки эти вещи. К тому времени, когда кончится война, бумага найдётся, и, при уже награвированных досках, мы будем иметь возможность издать гораздо больше сочинений, чем это делается сейчас». В этих словах звучит большая уверенность в том, что потенциал издательства не будет исчерпан из-за тягот времени. И он не ошибся! В первые послевоенные годы была издана Восьмая симфония Д. Шостаковича (1946), начата работа над Полным собранием сочинений Н. А. Римского-Корсакова в пятидесяти томах (!), а также собраниями произведений А. Лядова, М. Балакирева, С. Рахманинова и других. В дополнение часть изданий была напечатана в Германии при содействии издательства Советской военной администрации. Для этого туда командировали редакторов Л. Калтата, Ю. Александрова.

Сегодня отзвуками тех лет являются издания «Музыки», посвящённые Великой Отечественной войне, среди которых ведущую роль, как и тогда, играют песенные сборники. Совсем недавно мы рассказали о них отдельно.

С наступающим Праздником, дорогие соотечественники!
05 05 2025