Представляем новое переложение для двух фортепиано одного из самых известных клавирных сочинений композитора, выполненное С. Морозовым.

Новинка: И. С. Бах. Концерт фа минор для фортепиано с оркестром, BWV 1056

Иоганн Себастьян Бах — гений, чья музыка стала мостом между земным и божественным. Его Концерт фа минор для клавира с оркестром — не просто образец барокко, а история о том, как строгий контрапункт обретает человеческое тепло. Написанный в 1730-х годах, этот концерт, вероятно, был переработан из более раннего произведения Баха для скрипки, что добавляет ему загадочности: оригинал утерян, но его дух живёт в клавирной версии.

Об истории партитуры

Настоящее переложение сделано с широко известной в исполнительской практике первой версии клавирного концерта, зафиксированной в автографе партитуры, хранящейся в Берлинской государственной библиотеке. Однако существует более поздняя версия концерта, транспонированная Бахом в тональность соль минор, где первоначальный нотный текст претерпел ряд изменений (главным образом в партии чембало). Эта редакция концерта дошла до нас в виде копии, изготовленной уже после смерти композитора. Различия между двумя версиями указаны в примечаниях к настоящему изданию. Вторая часть концерта подверглась наиболее существенной переработке: нотный текст партии чембало из поздней версии, транспонированный из си-бемоль мажора в ля-бемоль мажор, приведён в Приложении к изданию.


История создания: трансформация и вдохновение

Переосмысление жанра

Бах, работая в Лейпциге, активно адаптировал свои сочинения для выступлений с Collegium Musicum — студенческим музыкальным обществом. Концерт фа минор стал частью цикла клавирных концертов, где композитор экспериментировал с солирующим инструментом, предвосхищая эпоху классицизма.

Тайна оригинала

Учёные предполагают, что концерт основан на утраченном скрипичном концерте Баха, возможно, в ре мажоре. Это превращает произведение в музыкальный палимпсест, где под новыми нотами скрываются старые мелодии.

Музыка: барокко в движении

Концерт состоит из трёх частей, типичных для барочного цикла, но наполненных драматизмом:

  1. Allegro — энергичный диалог клавира и струнных, где темы «вопросы» и «ответы» сплетаются в виртуозной полифонии.
  2. Largo — сердце концерта. Медленная часть, напоминающая оперную арию, с проникновенной мелодией клавира на фоне pizzicato струнных. Этот эпизод позже стал знаменит благодаря использованию в кино и рекламе.
  3. Presto — стремительный финал в ритме жиги, где техничная беглость клавира контрастирует с мощью оркестра.

Клавир или клавесин?

Хотя концерт написан для клавира (предка фортепиано), сегодня его часто исполняют на клавесине, чтобы передать аутентичный барочный колорит.

Влияние на потомков

Мотивы концерта угадываются в сочинениях Моцарта и Бетховена — Бах, сам не зная того, заложил основы классического фортепианного концерта.


Концерт фа минор — один из самых доступных и в то же время глубоких опусов Баха. Его Largo сравнивают с молитвой, а финал — с полётом. В XXI веке концерт звучит и в аутентичных барочных интерпретациях, и в романтических версиях на современном фортепиано, доказывая: музыка Баха вне времени. Как писал дирижёр Николай Арнонкур, «Бах не стареет, потому что он говорит на языке вечности».

25 04 2025