340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750)!

Существует мнение, что вся музыка Баха — религиозна. Всю жизнь композитор был связан с церковью: был непревзойдённым органистом, настройщиком органов, воспитывал юных певчих и, конечно, создавал кантаты, пассионы, хоральные прелюдии и множество других произведений, предназначенных для звучания в стенах храма. А при создании Мессы си минор на пути композитора-лютеранина не встали даже религиозные предубеждения, связанные с использованием католических литургических текстов.
Как известно, Бах никогда не покидал пределов Германии, хотя активно по ней путешествовал: Эйзенах, Ордруф, Люнебург, Гамбург, Целле, Любек, Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен, снова Веймар, Кётен и, наконец, Лейпциг. Надолго или на совсем короткое время эти города становились местом обитания композитора. Перемены мест и должностей, которые получал музыкант, влияли и на музыку, появлявшуюся из-под его пера.
В Веймаре Бах придворный органист и каммермузикус. В качестве первого он достигает вершин в органном творчестве, ведь именно тогда появляются Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор, «Органная книжечка». А в качестве второго — создаёт клавирные транскрипции скрипичных концертов Вивальди и Бенедетто Марчелло и фуг Корелли, Альбинони, Легренци.
Светская жизнь в Кётене и пост директора камерной музыки местного князя мотивировали его на написание клавирных Французских и Английских сюит, первого тома «Хорошо темперированного клавира», Хроматической фантазии и фуги. Тогда же появляются «Бранденбургские концерты» и сонаты для скрипки соло.
Как кантор Томасшуле (школа Св. Фомы при церкви Св. Фомы в Лейпциге) он пишет большинство кантат, как музикдиректор города Лейпцига создаёт произведения для торжественных событий и прочее… А как большой мыслитель, вне зависимости от обстоятельств, он пишет свои самые масштабные полотна — Мессу, «Страсти по Матфею», «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».
В завершение хочется заметить, что так или иначе, Бах всю жизнь занимался образованием детей: сначала своих, а потом и чужих. Трое из его сыновей — Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Кристиан — снискали европейскую славу. Именно для них он создал свои «Маленькие прелюдии и фуги», двух- и трёхголосные инвенции, по которым до сих пор учатся все музыкально одарённые дети. Именно поэтому произведения Баха постоянно входят в многочисленные хрестоматии и сборники педагогического репертуара, издаваемые «Музыкой».
Издания, посвящённые исключительно музыке Баха, его сочинения в разнообразных собраниях и литературу о композиторе легко найти в тематическом разделе на сайте издательства.