340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя (1685–1759)

Немец по происхождению (родился в городе Галле) Гендель доказал, что в музыке он может быть кем угодно: немцем, итальянцем, англичанином... Витиеватая немецкая полифония приобрела под рукой Генделя небывалую до того гармоническую ясность, виртуозное итальянское вокальное письмо достигло высот, признанных итальянцами, которые были примером для него самого. Английская действительность того времени требовала другого — гражданского пафоса и придворного блеска, и это Генделю удалось сполна. Например, благодаря оратории «Иуда Маккавей» он практически стал национальным героем, и сегодня покоится в святая святых английской церкви — Вестминстерском аббатстве.
Виртуоз-композитор был и непревзойдённым исполнителем-виртуозом. Уникальные способности мальчика привели его — девятилетнего — к органисту и композитору Ф. В. Цахау. Затем, пробыв около года органистом главного собора в Галле (1702–1703), он поступает в оркестр гамбургской оперы сначала как скрипач, а потом становится клавесинистом. Ещё одним любимым инструментом Генделя стал гобой, о чём писал знаменитый английский историк музыки Чарльз Бёрни.
Своеобразная универсальность стиля Генделя и блестящее знание им современных возможностей не только музыки, но и театра определили его способность писать в любом жанре. Наверное, три его главных ипостаси — это опера (42 опуса), оратория (25 сочинений) и знаменитые concerto grosso (18). Но были ещё и оды, серенады, английские маски и антемы, более 120 кантат, многочисленные сонаты, сюиты и прочие пьесы. Издательством «Музыка» были выпущены несколько сонат в редакции для флейты и скрипки с фортепиано, а в ассортименте доступны издания уртекста арий для баса и тенора, а также уртекст предпоследней оратории мастера — «Теодора», признанной сегодня безоговорочным шедевром. А о жизни и творчестве Генделя в целом можно прочесть в книге М. А. Зильберквита из серии «Жизнь великих композиторов».
Влияние Генделя на своих последователей оказалось колоссальным. Все, кому был нужен гражданский, религиозный или любой другой пафос в хорошем смысле слова, обращались к его творчеству, в том числе Глюк, Гайдн, Моцарт, и, конечно же, Бетховен, который считал, что «среди старинных мастеров только немец Гендель да Себастьян Бах обладали истинным гением» [Роллан Р. Жизнь Бетховена. Государственное издательство художественной литературы, 1954. С. 69].
Приведём несколько цитат Генделя:
- «Милорд, я был бы огорчён, если бы я только лишь развлекал людей. Я хотел бы сделать их лучше» (о назначении оратории «Мессия»)
- «Был ли я в своём теле или вне своего тела, когда писал это, я не знаю. Бог знает» (об оратории «Мессия»).
- «Будете Вы здесь в будущую пятницу? Тогда я исполню произведение для Вас одного!» (об оратории «Теодора»).
- «Пустяки, в пустом зале музыка будет звучать лучше» (о неудаче премьеры оратории «Теодора»).
- Гендель К. В. Глюку: «Вы вложили в эту оперу слишком много труда. Подобное в Англии — пустая трата времени. Англичане любят то, чему они могут отстукивать такт, что само лезет им в уши»
- «Я хочу сочинять для себя!»