205 лет со дня рождения Анри Вьётана

Выдающийся представитель франко-бельгийской скрипичной школы, Вьётан с ранних лет успешно гастролировал по европейским городам. Именно в этот период, в начале 1830-х годов, произошли встречи, значимым образом повлиявшие на его исполнительское и композиторское становление. Первая состоялась в Праге в 1830 г. Юный скрипач услышал игру одного из корифеев XIX века — Людвига Шпора. Впечатления от манеры его игры, отточенных фраз, тончайшей нюансировки и певучего тона инструмента навсегда изменили представления юноши о скрипичном искусстве.
Ещё одна встреча произошла четырьмя годами позднее в Лондоне. Вьётану выпал шанс познакомиться с Николо Паганини и играть перед маэстро. Паганини высоко оценил даровитость молодого исполнителя, а Вьётан, как и все скрипачи того времени, на протяжении всей жизни сохранял восхищение мастерством гения, в частности, сохранилось письмо, в котором Вьётан уже на склоне лет вспоминает непревзойдённую игру маэстро.
Знакомство с Робертом Шуманом произошло в Лейпциге. Шуман высказал большие надежды по поводу будущего Вьётана, и многие годы, несмотря на расстояние, их будет связывать близкая дружба. Любовь к немецкой культуре выразилась и в чрезвычайной увлечённости музыкой Бетховена. В те годы скрипичный концерт Бетховена отнюдь не был популярен, и именно Вьётан возродил интерес к творчеству классика, пропагандировал в том числе его камерное творчество — скрипичные сонаты и квартеты.
Первый визит в Россию состоялся в 1837 году. На тот момент Петербург был центром русской культуры и привлекал многих зарубежных композиторов и исполнителей. Серия концертов 1838 года позволила заручиться восторженными отзывами критиков, публики и познакомиться с М. Глинкой, А. Львовым, молодым А. Балакиревым, А. Рубенштейном. С Рубинштейном впоследствии складывается плодотворный дуэт, и следующие два года музыканты активно концертируют по России.
Просветительская направленность выступлений Вьётана не прекращается: он знакомит публику не только со своими сочинениями, но и исполняет произведения Баха, Бетховена, Мендельсона. Более того, в Петербурге музыкант организует регулярные концерты камерной музыки, приглашая к участию известных музыкантов. Лишь в 1852 году в связи с болезнью супруги Вьётан покинет Россию, однако вернётся в полюбившийся Петербург спустя 8 лет.
Наиболее репертуарные сочинения Анри Вьётана в разное время выходили в издательстве «Музыка», подробнее с ассортиментом можно ознакомиться по ссылке.