Вышли из печати заключительные тома полного собрания фортепианных сочинений С. В. Рахманинова
Вспомним, как всё начиналось. 150-летие С. В. Рахманинова, во многом определившее музыкальный вектор прошлого 2023 года, послужило стимулом и к новому прочтению фортепианного творчества композитора, ставшего настоящим сокровищем отечественной и мировой культуры. В ходе работы над полным собранием фортепианных сочинений в 13 томах мы опирались на прижизненные публикации и материалы из богатейшего архива издательства «Музыка». Подробнее о старте проекта можно прочитать здесь. В заключительные тома вошли прелюдии, этюды-картины, фортепианные транскрипции и ансамбли.
Восьмой том составили прелюдии ор. 23 и ор. 32, а также ранняя пьеса композитора: прелюдия ор. 3 № 2. Рахманиновым написаны 24 фортепианные прелюдии во всех тональностях, не считая трёх прелюдий без обозначения опуса. Тем не менее цикл не был задуман как единое целое: его составили две тетради прелюдий — из десяти (ор. 23) и тринадцати пьес (ор. 32) и уже упомянутая прелюдия ор. 3 № 2. Издание содержит тексты всех прелюдий, выверенные по автографам и прижизненным публикациям. Не менее ценен блок специально созданных комментариев. Последний превращает собрание в универсальный инструментарий как для исследователей творчества композитора и истории отечественной музыкальной культуры, так и для студентов, педагогов и концертирующих исполнителей.
Десятый том посвящён звучащим живописным полотнам С. В. Рахманинова — этюдам-картинам. Издание составили два цикла — из шести (ор. 33) и девяти пьес (ор. 39) и ещё два этюда, которые автор решил не публиковать. Каждый из этюдов-картин наделён чертами явной или скрытой программности, однако композитор, вопреки бытующей в музыкальной практике традиции именования отдельных пьес, не предписывал этюдам никаких заглавий.
Фортепианные транскрипции, создававшиеся композитором на протяжении более чем сорока лет (1900–1941 гг.), вошли в одиннадцатый том собрания. Среди них виртуозные обработки не только собственных вокальных сочинений, но и произведений других авторов — И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Ж. Бизе, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Ф. Крейслера.
Первые части двенадцатого и тринадцатого томов составили фортепианные ансамбли и ранние симфонические произведения. Опубликованные в первой части 12-го тома пьесы написаны в 1890–1893 гг. Это Две пьесы для фортепиано в шесть рук, «Русская рапсодия» и Сюита № 1 для двух фортепиано. Три ранние симфонические произведения С. В. Рахманинова приведены в авторском переложении для фортепиано в две или четыре руки. Это Сюита ре минор, фантазия для оркестра «Утёс» и Каприччио на цыганские темы.
Напоминаем, что полное собрание фортепианных сочинений С. В. Рахманинова издано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках программной деятельности ООГО «Российский Фонд Культуры». Издательство благодарит академика РАН Бориса Сергеевича Алёшина за содействие в публикации собрания.