«Музыка — это подслушанные крики времени»
Шнитке можно смело назвать композитором-универсалом. В его творчестве по-новому воплотились лучшие традиции музыки прошлых эпох и в то же время нашлось место смелым авангардным экспериментам. Он объединил их под эгидой понятия, которое вывел для себя сам — понятия о полистилистике. Это стилевое явление сделало его музыкальный почерк безошибочно узнаваемым и, опять же, универсальным. В руках Шнитке музыкальное прошлое перестало быть прошлым: монограмма BACH, генделевский concerto grosso, мадригалы Джезуальдо и песни миннезингеров теперь стали органической частью музыкальной современности.
К тому же он писал практически во всех известных музыкальных жанрах — от симфонии, оперы и балета до музыки к кино и мультипликационным фильмам. Шнитке в полной мере отразил своё время — драматичный, противоречивый и невероятно многоликий XX век. «Альфред является большим зеркалом времени, потому что он не заигрывал, не кокетничал с этим временем, а жил в нём. И руководило им желание … отражать время не как однодневку, а с позиций вечных. Ориентиром для него служат ценности непреходящие», — сказал о нём однажды скрипач Гидон Кремер.
Для своих произведений композитор выбирал именно вечные темы и образы: всеобъемлющего Фауста, скитальца Пер Гюнта, героев Гоголя, а в Четвёртой симфонии он обращается к вопросу о сакральном, помещая в музыкальную ткань напевы четырёх религий...
Сегодня творчеству композитора посвящено множество исследований. Одним из них можно считать и очерк о композиторе в книге Светланы Савенко «История русской музыки ХХ столетия: От Скрябина до Шнитке».
Также издательством «Музыка» опубликованы Импровизация и фуга и Первая соната для фортепиано.