Чарльз Айвз — 150!

Отец композитора Джордж Айвз — военный капельмейстер, корнетист, дирижёр театрального оркестра в Дэнбери (штат Коннектикут) — сделал свой город самым музыкальным в штате. А его сын начал свою музыкальную карьеру как церковный органист в 14 лет. Затем юноша прошёл обучение в Йельском университете по классам композиции и органа.
Тем удивительнее, что при таком, казалось бы, определённом музыкальном будущем по окончании университета в 1898 году он становится не только органистом, но и клерком в одной из нью-йоркских компаний, а затем и одним из самых успешных страховых агентов! Как выразился Айвз, если у композитора «есть хорошая жена и несколько хороших детей, как он может заставлять их голодать из-за своих диссонансов?»
Сегодня стиль Айвза поражает: он предвосхитил почти все новейшие техники музыкальной композиции задолго до того, как они получили своё полное развитие. В его произведениях можно найти алеаторику, полистилистику, микротоновость, серийность, политональность, полиритмию, сонористику. Уникальными стали его эксперименты с формой. В этом отношении одно из самых известных его произведений — музыкальная пьеса «Вопрос, оставшийся без ответа». Издательство «Музыка» опубликовало её с комментарием автора в 1979 году.
Произведения Айвза настолько предвосхищали своё время, что практически не исполнялись в 20-е и 30-е годы. Оценить их по достоинству смог эмигрировавший в америку Арнольд Шёнберг. В 1947 году Айвзу вручили Пулитцеровскую премию.
Классическим образцом стиля композитора считают его Четвёртую симфонию —«Симфонию Вселенной». Он описывал её как стремление «изобразить сотворение, таинственное начало всего сущего... эволюцию всего живого в природе, человечества от великих истоков жизни до духовных вечных ценностей, от великого неизведанного к великому непознанному».