Новинка: К. Дебюсси. Сюита для фортепиано
Сочинение появилось спустя десять лет после создания «Бергамасской сюиты» — ещё одного известного цикла К. Дебюсси. Несмотря на такую временную дистанцию, у сюит много общего. Главное, что их объединяет, — сочетание двух стилевых направлений — импрессионизма и неоклассицизма. Однако есть и отличия. В сюите 1901 года мы наблюдаем, как язык композитора изменился в сторону усложнения: появились дополнительные лады, сопоставляются аккорды далёких тональностей, часто используются цепочки септ- и нонаккордов без последующего разрешения.
Неоклассицистские черты Сюиты возвращают нас во времена более далёкие, чем расцвет творчества венских классиков — в традиции старинных жанров, широко использовавшихся Жан-Филиппом Рамо, Франсуа Купереном, Доменико Скарлатти, Иоганном Себастьяном Бахом, — то есть в эпоху барокко и предшествующее ей время.
Сюита состоит из трёх частей — Прелюдии, Сарабанды и Токкаты. Первая часть пронизана ассоциациями с сочинениями И. С. Баха: низкий регистр, использующийся для изложения основной темы, напоминает звучание органа; непрерывное движение шестнадцатых и импровизационный речитативный склад коды перекликаются со многими прелюдиями из «Хорошо темперированного клавира».
Сарабанда отличается ещё более изысканным гармоническим колоритом и перекликается с другим сочинением Дебюсси — «Пеллеасом и Мелизандой» (в среднем разделе Сарабанды даже цитируется мотив из вступления к третьей картине «Пеллеаса»). Сам композитор предписывал исполнять эту часть «со степенным и неторопливым изяществом».
Заключительная часть — Токката — близка пьесам уже упомянутых французских клавесинистов: Рамо, Куперена. Но музыкальный материал воплощается в новых условиях: сухая фигуративная фактура звучит на педальном фортепиано. Гармонический язык усложнён тональной неустойчивостью и хроматическими секвенциями.
Издание снабжено словарём французских терминов. Приобрести новинку можно на нашем сайте или в ассортиментном кабинете.