«Бетховен гитары» — таким сравнением увековечил имя испанского гитариста и композитора наш современник Мануэль Барруэко, выпустив в 2016 году альбом с одноимённым названием

Ко дню памяти Фернандо Сора (14 февраля 1778 – 10 июля 1839)

Фернандо Сор вошёл в историю музыки как гитарист и композитор. Первые шаги в сочинении музыки были сделаны им во время пребывания в монастыре Монсеррат. Будучи певчим в хоре, он проявил музыкальные способности и заинтересовал руководителя, который взялся обучать Фернандо гармонии и композиции, а иногда и позволял дирижировать на репетициях. Когда однажды руководитель не успел написать музыку к прибытию высокопоставленных особ по причине болезни, юный ученик пришёл на помощь наставнику. Сочинение прозвучало удачно и получило высокую оценку гостей.

Интересно, что Сор никогда не стремился писать музыку только для гитары. Круг его композиторских интересов был намного шире — он пробовал себя в самых разных, в том числе крупных жанрах: написал несколько балетов, оперу, симфонии, которые имели успех. К инструментальным произведениям Сор относился не столь серьезно, однако именно они сохранили популярность спустя столетия.

Судьба композитора была отчасти связана и с Россией. Личные впечатления отразились в «Воспоминаниях о России» — фантазии для двух гитар. Путешествия в Москву и Санкт-Петербург состоялись в период с 1823 по 1827 годы вместе с женой — балериной Ф. Гюллень-Сор, приглашённой в Москву дирекцией императорских театров. Супруги застали открытие вновь построенного Большого театра, в котором давали в том числе балет «Сандрильона» на музыку Ф. Сора с участием его жены в качестве танцовщицы и балетмейстера. Также именно Сору был заказан похоронный марш на смерть Александра I, при жизни к нему благоволившего. Вторая половина жизни композитора была связана с европейскими столицами.

Иные произведения стали своеобразным хронографом встреч и совместного творчества с гитаристами-виртуозами. Своему ученику Наполеону Косту Сор посвящает пьесы, например, дуэт «Два друга». С Дионисио Агуадо устраивает совместные концерты, один из которых состоялся в Париже в 1836 г. Кроме того, композитор публикует сведения о новых возможностях инструмента и даёт рекомендации мастерам.

Ранее в нашем издательстве выходили из печати сборники сочинений Сора именно для гитары: «Пять концертных пьес» и «Избранные произведения для шестиструнной гитары», составленные Е. Ларичевым. Среди них и крупные формы — Большая соната, ор. 22; Интродукция и вариации на тему Моцарта, ор. 9, и миниатюры — Менуэты, ор. 11.

Послушать альбом «Ф. Сор: Бетховен гитары» можно по ссылке: https://clck.ru/3BiTj3.

10 07 2024