Новинка: Моцарт В. А. Концерт для фагота с оркестром К. 191
В XVII–XVIII веках фагот всё чаще играет роль солирующего инструмента. Одним из первых создателей сольного репертуара для фагота стал А. Вивальди, который написал несколько десятков концертов для него. Кроме того, фагот часто использовали в качестве ансамблевого инструмента в трио-сонатах.
Свой концерт Моцарт создал в 1774 году в Зальцбурге. Рукопись не сохранилась, но нам известна точная дата завершения работы над ней — 4 июня 1774 года, то есть ровно 250 лет назад. В тот момент 18-летний композитор ещё состоял на службе у зальцбургского архиепископа и как раз вернулся в родной город из Вены.
В концерте проявились лучшие тембровые качества инструмента, его широчайший диапазон. Суметь показать певучесть в кантилене Andante ma Adagio (II часть), техническую подвижность и гибкость в виртуозных пассажах I и III частей становится сложной задачей для каждого исполнителя.
Не понаслышке зная об этом, выдающийся исполнитель на фаготе и педагог Роман Павлович Терёхин (1917–1989) проанализировал концерт с методической точки зрения в отдельной публикации — Концерт си-бемоль-мажор для фагота с оркестром В. А. Моцарта // Методика обучения игре на духовых инструментах. – Вып. 3. – М., 1971. Как профессор Московской консерватории он воспитал ряд достойных последователей, среди которых В. Богорад, В. Виноградов, Н. Гуськов, А. Кобернин, А. Арницанс, В. Попов, Е. Репин и другие.