О судьбе и творчестве великого чешского композитора, дирижёра, музыковеда-этнографа и педагога

Влюблённый в Россию: к 170-летию со дня рождения Леоша Яначека

Леош Яначек родился в удивительно музыкальной семье: его родители преподавали в школе, играли на нескольких инструментах и прекрасно пели. Леош с детства приобщался к хоровой культуре. Обладая прекрасным дискантом, в 11 лет он стал певчим в монастыре, там же получил первое музыкальное образование. Первый учитель, Павел Кржижковский, композитор и исследователь моравского фольклора, привил юному музыканту любовь и интерес к народному творчеству.

Удивительно отношение Яначека к русской культуре. Помимо визитов в Россию, он изучил русский язык, прекрасно знал русскую литературу и мечтал учиться в Петербурге у Антона Рубинштейна. Однако обстоятельства сложились иначе, и дальнейшее образование Яначек получал в Лейпциге и Вене. Его трепетное отношение к России выразилось не только в многочисленных сочинениях на сюжеты русских писателей (он написал симфоническую рапсодию «Тарас Бульба» по Н. Гоголю, оперы «Катя Кабанова» по «Грозе» А. Островского и «Из мертвого дома» по Ф. Достоевскому, а также трио и квартет, в которых отразились впечатления от «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого), но и в просветительской деятельности. В конце 1890-х годов по инициативе Яначека в Брно был основан «Русский кружок», ставший центром изучения классической литературы и искусства России.

Талант композитора проявился в многочисленных обработках народных песен («Народные ноктюрны» для двух голосов и фортепиано, 1906; «Двадцать шесть народных баллад», 1909–1916; «Детванские песни», 1916; «Пять моравских песен» для мужского хора в сопровождении фортепиано, 1917). Некоторые из них выходили из печати в нашем издательстве: https://clck.ru/3BeiWZ.

Наследие композитора включает самые разные формы и жанры. Это и сочинения для детей — чудесная опера-сказка «Приключения лисички-плутовки», и эксперименты с экспрессионизмом в операх «Катя Кабанова» (1921), «Средство Макропулоса» (1925), красивейшие образцы камерной музыки, в числе которых второй струнный квартет, названный «Интимные письма» (1928), а также фортепианные миниатюры и хоровые сочинения, затрагивающие социальные темы.

03 07 2024