Михаил Владимирович (1874–1936) оставил свой след как историк и теоретик музыки, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель

К 150-летию со дня рождения Михаила Иванова-Борецкого

Как и многие талантливые музыканты XIX–ХХ веков, Михаил Владимирович сначала овладел другой специальностью — окончил юридический факультет Московского университета. Однако интерес к музыке созрел в нём гораздо раньше: уже в годы учёбы в университете параллельно он брал уроки по композиции у Н. С. Кленовского, а позднее — у Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Следующим этапом его образования стало изучение истории музыки под руководством А. Фалькони во Флорентийской консерватории.

Деятельность музыканта была обширна и необычайно плодотворна, её можно расценивать как настоящее служение искусству и науке: Иванов-Борецкий стал одним из основателей и членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека», участвовал в работе Московской симфонической капеллы, преподавал на Пречистенских курсах. Всё больше отдавая силы науке, после 1917 года Михаил Владимирович работал в общественных организациях, научных институтах (в частности, был учёным секретарём ГИМН). Сотрудничал с энциклопедическими изданиями (словарь Гранат, БСЭ, Малая советская энциклопедия, 11-е издание Музыкального словаря Х. Римана и др.).

Отдельной важной вехой его жизни стала работа в Московской консерватории. Став в 1922 году профессором (вёл курс по истории западноевропейской музыки), уже через год он создал научно-исследовательское отделение, в 1929–1930 годах занимал пост проректора по научной части, а в 1932–1934 заведовал историко-теоретической кафедрой.

Среди его учеников — такие выдающиеся учёные, как Д. В. Житомирский, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, В. Э. Ферман. Не обошёл стороной он и работу в периодических изданиях: был членом редколлегии журнала «Музыкальное образование», а также редактором сборника «Музыкальное наследство» (вып. 1, 1935).

Не все переводы средневековых и ренессансных музыкальных трактатов, выполненные Михаилом Владимировичем с латыни, итальянского и других языков были опубликованы при его жизни, позже В. П. Шестаков включил их в антологию «Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения».

Иванов-Борецкий является автором нескольких опер, симфонической и камерной музыки. На протяжении ХХ века издательство «Музыка» выпускало из печати его музыкальные сочинения и теоретические труды, подробнее с их перечнем можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3BUWCR.

Также предлагаем вашему вниманию несколько статьей Михаила Владимировича в журнале «Музыкальная академия»: https://clck.ru/3BUW6t.

26 06 2024