К 200-летию со дня рождения Карла Рейнеке
В музыкальной истории имя Рейнеке оказалось в тени имён великих современников: Мендельсона, Шумана, Листа, Берлиоза, Брамса. Тем не менее все они ценили его как незаурядного музыканта, и каждый по-своему сыграл важную роль в его творческом становлении.
Первым учителем Рейнеке стал его отец. Начиная свою пианистическую карьеру, в качестве образцов для подражания юноша выбрал Ференца Листа и Клару Вик. Вот только от них его отличал застенчивый характер, совсем не подходящий для гастролирующего виртуоза. Видимо, в дальнейшем отчасти это подтолкнуло его к педагогической деятельности. А пока молодой человек в 1843 году получает стипендию датского короля Христиана XIII и три года обучается в Лейпцигской консерватории, которой на тот момент руководил сам её основатель — Феликс Мендельсон. По его протекции Рейнеке имеет возможность выступать в Гевандхаузе. Здесь же он знакомится с Робертом Шуманом. Именно Мендельсон и Шуман сильнее всего повлияли на композиторский почерк Рейнеке.
Логически примкнув к лейпцигской композиторской школе, для которой были характерны умеренность взглядов, ориентация на классические образцы и некоторая консервативность, он создал ряд произведений в крупных классических жанрах, например, оперу «Король Манфред», ораторию «Валтасар», 3 симфонии, музыку к драме «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера, 4 концерта для фортепиано с оркестром, концерты для арфы и для флейты с оркестром. Отдельное место в творчестве Рейнеке занимает камерно-инструментальная музыка.
Другой важнейшей его ипостасью стала педагогическая. Среди учеников Рейнеке в разное время были Исаак Альбенис, Эдвард Григ, Макс Брух, Герман Зутер, Микалоюс Константинас Чюрлёнис, Леош Яначек. А главной вехой его дирижёрской карьеры стало 35-летнее руководство оркестром Гевандхауза — и по сей день одного из важнейших оркестров в мире.