Ко дню рождения Михаила Ивановича Глинки (1804–1857)
Для нас Глинка является особым композитором ещё и потому, что изучение его наследия в сотрудничестве с Международным благотворительным фондом П. И. Чайковского стало очередным шагом в проекте по оцифровке многотомных собраний сочинений русских композиторов. Главная задача этого проекта совпадает с одной из важных задач издательства «Музыка»: сохранение нашего наследия. С проектом «Весь Глинка», итогом которого стал свободный доступ к 18-томному собранию сочинений композитора, подробнее можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3Aycch.
Итак, Михаил Иванович Глинка. Сколько всего о нём уже сказано и будет сказано ещё в этот памятный день! Сегодня мы называем его «классиком», но для своего времени он был новатором, «авангардистом», написавшим первую национальную оперу («Жизнь за царя»); основоположником жанра русского романса и во многом — музыкального языка первой половины XIX века. Критик В. В. Стасов сравнивал его с Пушкиным: «Оба — великие таланты <…>, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке».
В связи с этим хочется сказать еще об одном свойстве его таланта — таланте подвижника. Многие композиторы оставили значительный след в истории музыки, создали свой собственный мир, отличающийся уникальным стилем, образностью, языком, но немногие из них источали силу и энергию, способную заряжать поколения во имя русского мира.
Прославившись, Михаил Иванович продолжал оставаться почтительным сыном, верным другом, учителем для тех людей, с кем был связан узами семьи и близкого общения. Любовь ко всему народному затеплилась в нём еще в раннем детстве, которое прошло в родовом имении Новоспасское Смоленской губернии. Новоспасское и его окрестности славились песенным искусством, колокольными звонами и церковным пением. «Музыка — душа моя», — сказал композитор, будучи ещё ребенком, и не раз впоследствии возвращался в родные края. Именно там он написал несколько сцен «Ивана Сусанина», работал над «Русланом и Людмилой». Крепостной оркестр дяди, в котором Глинка играл на флейте и скрипке, а иногда и дирижировал, также сыграл большую роль в формировании его отношения к музыке.
В конце 30-х годов состоялась знаковая для композитора встреча со святителем Игнатием Брянчаниновым. Глинка был неудовлетворён сочинением лишь светских произведений, душа его тянулась к высокому, неведомому, но никак не могла подступиться к этой тайне. В память о встрече по просьбе Глинки святитель Игнатий написал небольшую статью «Христианский пастырь и христианский художник» — разговор их касался не только музыки, но и Бога, смыслов человеческого творчества вообще.
Испытывая большую любовь ко всему русскому, композитор с большим уважением и искренним интересом относился и к другим культурам. Об этом свидетельствует хотя бы то, что он всегда старался выучить язык той страны, которую посещал, нанимая для этого учителей — благо, языки всегда давались ему легко. Достаточно много времени Глинке пришлось провести в Европе, жить в Париже и Берлине, где он и скончался.
Благодаря нашему ассортименту вы всегда можете узнать что-то новое о композиторе, обратившись к его биографии или музыке. В памятный день предлагаем вам прослушать небольшой плейлист из редко исполняемых фортепианных миниатюр Глинки в интерпретации Дмитрия Благого: https://clck.ru/3AyicU.