«Я всегда писал по велению души». Памяти Александра Вустина (24 апреля 1943–19 апреля 2020)
Вустин был одним из самых ярких представителей советского музыкального авангарда, активным участником Ассоциации новой музыки (АСМ-2), творчество которого по-настоящему было оценено только к концу жизни композитора. В его наследии больше ста опусов, среди которых множество камерных сочинений, произведения для оркестра, музыка к кинофильмам и единственная опера — «Влюблённый дьявол». Она пролежала в столе 30 лет, для того чтобы сорвать овации на мировой премьере 15 февраля 2019 в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Издательством «Музыка» опубликованы «Избранные произведения для фортепиано». Они смогут стать изюминкой репертуара каждого концертирующего исполнителя или студента. А юные музыканты могут познакомиться с произведениями, вошедшими в Хрестоматию для саксофона-альта (https://clck.ru/3AH8Jb, https://clck.ru/3AH8MH) и сборник фортепианных пьес современных композиторов.
На протяжении всей жизни композитор был тесно связан с alma mater — Московской консерваторией. Интересно проследить композиторскую школу, которая стоит за Вустиным. Его первые серьёзные занятия композицией начались под руководством Г. С. Фрида, ученика В. Шебалина и Г. Литинского. В дальнейшем, в 1969 году, он окончил консерваторию по классу Владимира Фере, который, в свою очередь, был представителем школы крупнейшего советского симфониста Н. Я. Мясковского. В интервью для «Музыкальной жизни» композитор рассказал о ещё одном своём ориентире — Шостаковиче: «Очень долго он был маяком, всю мою юность. Период с 1936 до 1953 года — от его Четвёртой до Десятой симфонии — представляется мне грандиозным. <...> Его влияние можно услышать в моих Пяти пьесах для виолончели и фортепиано и в юношеском Квартете». Сам Вустин считал, что наконец обрёл свой собственный почерк уже в 70-е годы.
«Музыка Вустина внешне не очень похожа на её автора: она открыто экспрессивна, и в ней ощутим трагический накал, иногда прорывающийся в её теме и слове. У Вустина довольно много текстовых и программных сочинений, и круг его интересов указывает на традиционную для русско-советского искусства сферу философствования и размышлений на историко-социальные темы, порой граничащие с публицистикой», — пишет Светлана Савенко.
Коллеги и соратники уже много написали о композиторе, но полное осмысление его творчества ещё впереди. А пока можно обратиться, например, к замечательной статье Рауфа Фархадова, опубликованной в журнале «Музыкальная академия».