В последние апрельские дни предлагаем вспомнить замечательного композитора Александра Кузьмича Вустина.

«Я всегда писал по велению души». Памяти Александра Вустина (24 апреля 1943–19 апреля 2020)

Вустин был одним из самых ярких представителей советского музыкального авангарда, активным участником Ассоциации новой музыки (АСМ-2), творчество которого по-настоящему было оценено только к концу жизни композитора. В его наследии больше ста опусов, среди которых множество камерных сочинений, произведения для оркестра, музыка к кинофильмам и единственная опера — «Влюблённый дьявол». Она пролежала в столе 30 лет, для того чтобы сорвать овации на мировой премьере 15 февраля 2019 в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Издательством «Музыка» опубликованы «Избранные произведения для фортепиано». Они смогут стать изюминкой репертуара каждого концертирующего исполнителя или студента. А юные музыканты могут познакомиться с произведениями, вошедшими в Хрестоматию для саксофона-альта (https://clck.ru/3AH8Jb, https://clck.ru/3AH8MH) и сборник фортепианных пьес современных композиторов.

На протяжении всей жизни композитор был тесно связан с alma mater — Московской консерваторией. Интересно проследить композиторскую школу, которая стоит за Вустиным. Его первые серьёзные занятия композицией начались под руководством Г. С. Фрида, ученика В. Шебалина и Г. Литинского. В дальнейшем, в 1969 году, он окончил консерваторию по классу Владимира Фере, который, в свою очередь, был представителем школы крупнейшего советского симфониста Н. Я. Мясковского. В интервью для «Музыкальной жизни» композитор рассказал о ещё одном своём ориентире — Шостаковиче: «Очень долго он был маяком, всю мою юность. Период с 1936 до 1953 года — от его Четвёртой до Десятой симфонии — представляется мне грандиозным. <...> Его влияние можно услышать в моих Пяти пьесах для виолончели и фортепиано и в юношеском Квартете». Сам Вустин считал, что наконец обрёл свой собственный почерк уже в 70-е годы.

«Музыка Вустина внешне не очень похожа на её автора: она открыто экспрессивна, и в ней ощутим трагический накал, иногда прорывающийся в её теме и слове. У Вустина довольно много текстовых и программных сочинений, и круг его интересов указывает на традиционную для русско-советского искусства сферу философствования и размышлений на историко-социальные темы, порой граничащие с публицистикой», — пишет Светлана Савенко.

Коллеги и соратники уже много написали о композиторе, но полное осмысление его творчества ещё впереди. А пока можно обратиться, например, к замечательной статье Рауфа Фархадова, опубликованной в журнале «Музыкальная академия».

26 04 2024