Ко дню рождения Сергея Прокофьева
Прокофьев родился 23 апреля 1891 года и стал одним из самых ярких представителей музыкальной культуры XX века. В своей «Автобиографии» он писал: «Я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад — Лист, восемь — Вагнер, десять — Мусоргский, Чайковскому оставалось два с половиной года жизни; он кончил пятую симфонию, но не начал шестой. Римский-Корсаков недавно сочинил “Шехеразаду” и собирался приводить в порядок “Бориса Годунова”». Список великих имён, в который Сергей Сергеевич вписал себя так ненавязчиво, ещё весьма внушительно продолжен, но главное, о чём он говорит, — о характере Прокофьева. Перед каждым читателем предстаёт весьма уверенный, даже слегка самонадеянный человек, отлично представляющий своё место в мире. О жизненном пути композитора в своей книге увлекательно рассказывает И. В. Охалова. Книга вышла в серии «Жизнь великих композиторов» и доступна как в печатном, так и в электронном формате.
Музыкальное наследие Прокофьева и роль, которую оно сыграло в истории музыки, оправдывают его слова. Прокофьев стал автором 7 симфоний, 8 опер, 8 балетов, 5 фортепианных концертов, ряда ораторий, кантат, а также музыки для кино, множества камерных сочинений, значительную часть которых можно найти на именной странице композитора в публикациях «Музыки».
Прокофьев обладал поистине уникальным почерком. Его музыка сочетала в себе строгость традиций с современными новациями: чего только стоили его эксперименты с конструктивизмом или неопримитивистские варваризмы. И вместе с тем он был прекрасным мелодистом, его музыка отличается совершенно оригинальным гармоническим языком, а формы — строгой выверенностью.
«На долю моего поколения музыкантов выпало счастье наблюдать ярчайший расцвет гения Сергея Прокофьева, присутствовать при рождении его лучших произведений, общаться с Прокофьевым-человеком… Композитор, пианист, дирижёр, Прокофьев не был педагогом. Он не любил преподавать, учить, показывать, “как сочинять музыку”. И всё же не найти современного композитора, который в той или иной мере не воспользовался бы уроками прокофьевского творчества, который не научился бы чему-то новому, важному, изучая произведения этого замечательного композитора», — вспоминал А. И. Хачатурян.