В издательстве вышел сборник пьес А. Рубинштейна, пианиста и композитора, стоявшего у истоков российского музыкального образования.

Антон Рубинштейн: «Избранные пьесы для фортепиано»

Антон Рубинштейн был личностью необычайного масштаба. Выдающийся пианист, руководитель Русского музыкального общества, дирижёр, просветитель, благотворитель, педагог… По его инициативе в 1862 году была основана первая русская консерватория — в Петербурге, а четырьмя годами позже его братом Николаем — в Москве.

В 1840 году во время поездки со своим педагогом Александром Ивановичем Виллуаном в Париж юный Рубинштейн знакомится с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом. С этой поездки и началась его пианистическая карьера, несмотря на то, что цель её так и не осуществилась — в Парижскую консерваторию юноша не поступил.

О его блестящем пианизме современники говорили: «Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи — гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов».

Хуго Риман, немецкий музыковед

Мировой звездой Рубинштейна сделала серия «исторических концертов» в 1885–1886 гг., сыгранных во всех европейских столицах. Повторы были бесплатны для учащихся и педагогов. На открытии консерватории Антон Григорьевич произнёс замечательную речь, актуальную по сей день: «Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…»

Несмотря на блестящую репутацию первоклассного пианиста и дирижёра, композиторская судьба Рубинштейна складывалась не так уж гладко, должного признания при жизни он так и не получил. Причиной тому были стилистические разногласия с музыкальным флагманом того времени — «Могучей кучкой».

В число сочинений Антона Григорьевича входят 14 светских и 4 духовные оперы, шесть симфоний, несколько увертюр и симфонических поэм, пять фортепианных концертов, огромный корпус камерной инструментальной музыки, песен и романсов.

В сборник избранных пьес вошли наиболее популярные миниатюры Рубинштейна. Сочинения предназначены для старших классов ДШИ, студентов музыкальных училищ, а также всех любителей русской музыки. Подробнее ознакомиться с содержанием сборника можно по ссылке: https://clck.ru/39RAi3.

Известно также, что Антон Григорьевич является одним из центральных персонажей рассказа «Тапер» Александра Куприна. Вот как классик русской литературы характеризует облик маэстро: «Всего замечательнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырехугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную...»

15 03 2024