Издательством «Музыка» вновь опубликован клавир оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло. В основу публикации легло издание 1980 года.

Новинка: «Паяцы» Р. Леонкавалло

Премьера оперы «Паяцы» в 1892 году однозначно закрепила за произведением статус одного из главных образцов итальянского оперного веризма. Руджеро Леонкавалло (1857—1919) вдохновился успехом оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи, которая поразила слушателей накалом страстей, стремительностью развития событий и молниеносной трагической развязкой. Всё это Леонкавалло тонко прочувствовал и учёл.

Свою оперу он создал всего за пять месяцев — кратчайшие сроки, когда самостоятельно пишешь не только музыку, но и создаёшь либретто! А литературный талант Леонкавалло не уступал музыкальному: после Неаполитанской консерватории он почувствовал необходимость совершенствоваться на литературном поприще и в течение двух лет посещал лекции по филологии в Болонском университете. Результатом стала степень доктора литературы, которую он получил в 20 лет!

Удачное либретто стало одним из решающих факторов успеха, но не будем забывать, что премьерой в миланском театре «Даль Верме» дирижировал не кто иной, как Артуро Тосканини, а в партии Канио выступил легендарный Энрико Карузо. Именно его герой — паяц Канио, переживающий страдания ревности, — центральный образ сюжета. Он убивает свою жену и её любовника прямо во время спектакля своей путешествующей труппы. Таким образом, на оперной сцене Леонкавалло создаёт «театр в театре». Этот утончённый драматургический ход призван отразить психологическую драму героя, ведь он должен смеяться и забавлять зрителя, внутри переживая страдания разбитого сердца: «Смейся, паяц, над разбитой любовью...»

В 1907 году «Паяцы» стали первой полностью записанной оперой. И по сей день опера восхищает слушателей, вдохновляет режиссёров на создание собственных интерпретаций, а для каждого тенора становится новым творческим этапом в карьере.

05 02 2024