18 января, в Крещенский сочельник, родился, пожалуй, самый парадоксальный из композиторов «Могучей кучки» — Цезарь Анатольевич Кюи.

Ко дню рождения Цезаря Антоновича Кюи (1835–1918)

18 января, в Крещенский сочельник, родился, пожалуй, самый парадоксальный из композиторов «Могучей кучки» — Цезарь Анатольевич Кюи. Он был одарён не только музыкальным талантом — как и коллеги по кружку, официально называвшемуся «Новая русская музыкальная школа», но известному больше по непреднамеренно ироничному афоризму В. В. Стасова. Был страстно предан военному делу, возглавлял кафедры трёх военных академий, обучал августейших особ, создал фундаментальные труды по фортификации, руководил строительством военных укреплений во время Русско-турецкой кампании 1877–1878.

Широта его музыкальной деятельности не менее грандиозна: композитор и музыкальный критик, почётный член Императорского русского и нескольких зарубежных музыкальных обществ, член-корреспондент Французской Академии, ревностный просветитель и борец за справедливость. Обширное наследие Кюи включает более шестисот музыкальных произведений, из которых четырнадцать — оперы, а также около восьмисот рецензий и статей о музыке. Многие сочинения композитора вошли в антологии, выпущенные издательством «Музыка», такие как, например, «Русский фортепианный ноктюрн», «Русская скрипичная музыка» или «Русская виолончельная музыка». Избранные сочинения были напечатаны отдельно по редким прижизненным изданиям, например, Сюита для фортепиано соч. 21.

Насколько горячо Цезарь Анатольевич пропагандировал творчество прогрессивных, на его взгляд, русских композиторов, действительно добиваясь их признания, сценического исполнения их музыки, настолько же истово он метал копья в итальянцев (Верди), французов (Массне), немцев (Вагнер) и даже классиков (разгром Дон-Жуана Моцарта) и некоторых соотечественников (нелюбовь к Чайковскому, злословие в адрес Первой симфонии Рахманинова). Имел при этом европейские корни и претворял вполне европейские традиции в собственных сочинениях. Будучи новатором, в историю, как это часто бывает, таковым не вошёл, уступив место тем музыкальным гигантам, которые смогли отыскать хрупкий баланс между старым и новым, виртуозно оттенив традицию необходимыми новациями.

Ещё одной удивительной областью творчества Кюи была детская музыка, причём в самых разнообразных жанрах, от оперы до миниатюры. В издательстве «Музыка» в разные годы выходили альбомы пьес, хоровых сочинений и отдельные произведения в сборниках. Познакомиться ближе с жизнью и творчеством Кюи можно по хрестоматийному изданию «История русской музыки» (доступно в печатном и электронном виде), предназначенному для студентов музыкальных вузов, а воссоздать панораму увлекательнейшей культурной и общественной жизни России второй половины ХIХ века поможет книга А. П. Зориной в серии «Жизнь великих композиторов», которая сейчас доступна и по подписке в электронной библиотечной системе E-MUSICA.

Больше изданий можно найти на странице нашего сайта: musica.ru.

18 01 2024