Новинка: Ф. Шуберт. Соната для арпеджионе и фортепиано. Переложение для виолончели и гитары
Произведение Шуберта вдвойне необычно: оно не только написано для непривычного инструмента, но и сам инструмент остался в истории именно благодаря этому произведению. Арпеджионе был сконструирован венским мастером Иоганном Георгом Штауфером (1778–1853) в 1823–1824 годах. Кроме создания традиционных скрипок, виолончелей и гитар он занимался их усовершенствованием и изобретением новых инструментов. Арпеджионе стал самым известным экспериментом изобретателя и соединил в себе очертания корпусов виолончели и гитары, а также обладал грифом с ладами.
Современник, музыкальный критик Фридрих Август Канне, с восторгом отзывался о тембре инструмента: «Красота звука, в высоких регистрах имеющего большое сходство с гобоем, а в басах напоминающего бассетгорн, приведёт знатока в изумление… Обаяние и проникновенность инструмента равно превосходны».
Шуберт не мог не заметить инструмента, который пользовался в Вене популярностью. Исследователь творчества композитора П. Вульфиус предполагает, что услышать арпеджионе он мог на одном из музыкальных вечеров венца Иосифа фон Зонлейтнера, в которых иногда принимал участие гитарист Винценц Шустер. Как бы там ни было, в итоге Шуберт создал одно из своих самых вдохновенных камерных произведений. В Сонате проявилось всё мастерство Шуберта-мелодиста, и характерные для его почерка романсовые интонации придают произведению невероятную проникновенность.
Сегодня Сонату традиционно исполняют в аранжировке для виолончели или альта. Тем более символичным кажется переложение для инструментов, сочетание тембров которых инициировало создание опуса.
Авторы настоящей аранжировки стремились максимально приблизиться к первоначальному замыслу композитора, отразить особенности фразировки, штрихов, артикуляции, а также предложить варианты удобной аппликатуры для исполнения технически трудных мест.