Издательство «Музыка» с радостью спешит присоединиться к многочисленным поздравлениям, прозвучавшим в адрес выдающегося современного русского композитора, народного артиста СССР Родиона Константиновича Щедрина. 16 декабря маэстро отпраздновал день рождения.

Ко дню рождения Родиона Щедрина

Издательство «Музыка» с радостью спешит присоединиться к многочисленным поздравлениям, прозвучавшим в адрес выдающегося современного русского композитора, народного артиста СССР Родиона Константиновича Щедрина. 16 декабря маэстро отпраздновал день рождения.

Автор многочисленных опер, симфоний, балетов, концертов, фортепианных, хоровых произведений, он заслужил славу композитора-универсала. Сегодня Щедрин классик и экспериментатор в одном лице. «Индивидуальность щедринского стиля складывается из сочетания универсальности мировосприятия и самобытности музыкального языка, чуткой восприимчивости к усвоению нового и бережного, уважительного отношения к традициям», — пишет исследователь творчества композитора О. В. Синельникова.

Важной отправной точкой для Щедрина как музыканта-профессионала стало обучение в Хоровом училище имени А. В. Свешникова (любовь к хору композитор пронесёт через всю жизнь), а затем и в Московской консерватории, которую он окончил по двум специальностям — «композиция» (класс Ю. Шапорина) и «фортепиано» (класс Я. Флиера). Блестящим образцом сочетания дарований композитора и пианиста стал Первый фортепианный концерт (1954), ставший для юноши пропуском в Союз композиторов СССР. Потрясающее знание инструмента позволило Щедрину в дальнейшем существенно обновить пианистический репертуар.

«С издательством «Музыка» я связан столько, сколько помню себя, — с момента, когда в детстве меня начали учить игре на фортепиано, и по сей день», — сказал однажды Родион Константинович. В дружеском сотрудничестве с композитором нашим издательством неоднократно были опубликованы его ярчайшие фортепианные опусы. В частности, два тома сочинений для фортепиано, куда вошли цикл «24 прелюдии и фуги» и популярные пьесы «Поэма», «Юмореска» и др., а также отдельное издание двух полифонических пьес для фортепиано.

Уникальной способностью Щедрина является и умение переосмыслить собственное сочинение. Именно такой попыткой услышать собственную музыку в новом звучании является авторское переложение Концерта для оркестра № 1 «Озорные частушки». Подхватил эту тенденцию выдающийся русский пианист Михаил Плетнёв, создав собственную фортепианную транскрипцию двух концертных пьес из балета «Анна Каренина».

В ряду публикаций издательства «Музыка» особое место занимают сольные и ансамблевые камерно-инструментальные произведения Щедрина. Миниатюра в творчестве композитора не менее важна, чем многочисленные крупные формы. Эксперименты с тембром, виртуозная исполнительская техника отличают его «Русские наигрыши» для виолончели соло, «Три весёлых пьесы» для фортепианного трио, а Сюита для кларнета и фортепиано может стать настоящей школой ансамблевого исполнительства для юных музыкантов.

Отдельная грань творческого портрета композитора — хоровая музыка. Её по достоинству оценил один из главных хормейстеров эпохи — профессор Московской консерватории Борис Григорьевич Тевлин, выступивший в качестве составителя сборника хоровых сочинений композитора. В своём предисловии «Внимая Щедрину...» он, как и все, пытается разгадать, в чём же заключается уникальность почерка композитора.

17 12 2024