Скрытый смысл симфонии и по сей день вызывает споры: кто же всё-таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой?

135 лет назад состоялась премьера Пятой симфонии П. И. Чайковского

5 (17) ноября 1888 года, 135 лет назад, на одном из симфонических вечеров Петербургского филармонического общества в Петербурге впервые прозвучала Пятая симфония П. И. Чайковского. 10 декабря на концерте, представленном Русским музыкальным обществом, она была исполнена и в Москве. В обеих столицах за дирижёрским пультом стоял сам автор.

Пятая симфония была первым произведением, премьерными исполнениями которой дирижировал сам Чайковский. Замысел сочинения зародился у Чайковского в марте 1888 года. Он написал симфонию, удалившись в усадьбу «Фроловское» неподалёку от города Клин. В августе того же года композитор писал к Ю. П. Шпажинской: «Главное уже сделано: симфония моя готова, и мне кажется, что я не сплоховал, что она хорошо вышла».

Мрачная тема противостояния человека и судьбы, роковых сил, препятствующих устремлениям к свету, проходит через все части произведения и преображается в финале.

Особое значение в цикле приобретает лирическая медленная часть (Andante cantabile) с пленительной мелодией валторны. «Ведущая сквозная тема, излагаемая во вступительном Andante в суровом размеренном движении траурного марша, подвергается затем различным образным метаморфозам, приобретая то агрессивно-угрожающий, то призрачно-таинственный, то светлый, торжественно-ликующий характер. Но при всех превращениях она сохраняет неизменным свой мелодико-ритмический рисунок, вызывая представление о чём-то фатально неотвратимом, роковом», — пишет музыковед Ю. Келдыш. Скрытый смысл симфонии и по сей день вызывает споры: кто же всё-таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой? И торжество каких сил мы слышим в финале?

«Симфонию мою все одобряют, — писал композитор младшему брату Анатолию Ильичу 5 сентября 1888 года, — а иные даже восторженно, говоря, что это лучшая моя вещь. Особенно меня радует, что С. И. Танеев в полном энтузиазме».

Симфония посвящена Иоганну Фридриху Теодору Аве-Лаллеману, представителю Филармонического общества в Гамбурге, который был организатором концертов во время гастрольной поездки Чайковского 1888 года и присутствовал на репетициях. Благодаря ему концерты прошли на очень высоком организационном уровне. Чайковский подружился с ним и был благодарен за помощь и за сказанные им добрые слова.

В издательстве «Музыка» Симфония № 5 издана в переложении для фортепиано. Издание предназначено для студентов музыкальных училищ и консерваторий и помогает освоить сочинение, ставшее жемчужиной русской музыки.




17 11 2023