190 лет со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина
190-летие со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887) — повод вспомнить талантливейшую личность, оставившую яркий след в истории России. Самобытного композитора и выдающегося ученого-химика, видного педагога, литератора, общественного деятеля. Им создано не так много произведений, но неповторимый бородинский стиль угадывается с первой ноты. Цельность и глубокие народные черты, сила и благородство, широкий размах повествования, мелодичность отличают произведения Бородина разных жанров. Ряд из них представлен в числе изданий «Музыки».
Продолжая традиции «Руслана и Людмилы» M. И. Глинки, Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы. Вторая симфония композитора носит данное В. В. Стасовым название «Богатырская». Переложение для фортепиано в две руки К. Чернова передаёт основные черты этого монументального симфонического полотна.
Опера «Князь Игорь» — шедевр музыкальной классики XIX века, созданный на основе памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». После смерти Бородина опера была завершена А. Н. Глазуновым и Н. А. Римским-Корсаковым. Клавир сочинения представлен в нашем каталоге.Знаменитые Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» — балетный фрагмент из второго действия оперы, красочная, темпераментная и пластичная музыка. Её переложение для фортепиано в четыре руки, выполненное Н. Соколовым, входит в сборник концертных обработок, предназначается для студентов музыкальных училищ и консерваторий и широкого круга любителей музыки.
Во второй половине 1860-х гг. Бородин создает такие известные романсы, как «Спящая княжна», «Песня тёмного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственный текст. Эти и другие шедевры камерной вокальной лирики композитора вошли в сборник его романсов и песен.
Знаменитая «Маленькая сюита» для фортепиано была сочинена Бородиным в 1885 году и относится к числу зрелых сочинений. Пьесы очень разнообразны по настроению. Здесь и картины русской старины («В монастыре»), и бальные танцы (две «Мазурки»), тонкая лирика («Грёзы», «Ноктюрн»), «русский Восток» («Интермеццо»), испанский колорит («Серенада»). Переложение для фортепиано в четыре руки В. Самарина предназначено для учеников ДМШ и ДШИ. Сборник фортепианных сочинений Бородина содержит «Маленькую сюиту» в оригинальном виде, а также Скерцо и Польку (в четыре руки).
«Музыка — это жизнь. Пока она звучит, ничто не умирает навсегда. Музыкант, исполняя музыку, живёт воспоминаниями так, словно это реальные события», — говорил А. П. Бородин. Созданный им мир отражает самые глубинные черты русской духовной культуры.