Каждый из вокализов можно прослушать в трёх вариантах звучания (только мелодия, только аккомпанемент, мелодия с аккомпанементом) и двух вариантах темпа.

Озвученные вокализы

В числе озвученных изданий издательства «Музыка» — известные инструктивные пособия для вокалистов. Каждое из упражнений сопровождают три фонограммы:

1. Мелодия — вокальная партия, исполненная на фортепиано (одноголосно). Помогает певцу ознакомиться со звучанием своей партии, разучить текст, проверить правильность интонирования;

2. Аккомпанемент — партия фортепиано. Даёт возможность спеть мелодию со звучащим аккомпанементом даже при отсутствии инструмента;

3. Мелодия с аккомпанементом — совместное звучание двух указанных выше фонограмм.

По выбору исполнителя каждая из фонограмм может звучать в спокойном темпе или в подвижном (что даёт более широкие возможности для разучивания музыкальных упражнений). Наличие звуковой версии способствует эффективному освоению материала. Издания применимы как в учебной практике, так и для самостоятельных занятий начинающих певцов.

Присмотримся внимательнее к пособиям.

В основу электронного издания «Практической школы пения» Франца Вильгельма Абта положен печатный сборник: Ф. Абт. Упражнения и вокализы из «Практической школы пения» для низких голосов в сопровождении фортепиано. – М.: «Музыка», 2020. – 72 с.

Франц Вильгельм Абт (1819–1885) — немецкий композитор, хоровой дирижёр и вокальный педагог. Его многочисленные сочинения собраны в более чем 600 тетрадей, состоящих приблизительно из 3000 отдельных произведений. Абт оставил яркий след в области вокальной музыки, став автором популярных песен, произведений для мужских и смешанных хоров.

«Практическая школа пения» Ф. Абта выдержала много изданий, неоднократно печаталась целиком, а также отдельными разделами. Это было обусловлено потребностью в учебном пособии для формирования начинающих молодых певцов. Популярный сборник вокальных упражнений Ф. Абта предназначен для развития самых разных певческих навыков. Его вокализы очень мелодичны, несложны, диапазон их невелик. Они обладают многими качествами, необходимыми для развития всевозможных сторон певческого искусства: знакомят молодого певца с разными метрами, подготавливают к освоению ритмических трудностей, приучают к чистому интонированию, к пению простейших модуляций, помогают выработать техническое мастерство.

«Искусство пения» Гаэтано Зейдлера (часть 1, для контральто или баритона в сопровождении фортепиано) — ещё одно озвученное издание. В основу электронной версии положен печатный сборник: Г. Зейдлер. Искусство пения для контральто или баритона в сопровождении фортепиано. Часть 1. – М.: «Музыка», 2020, 100 с.

Гаэтано Зейдлер — знаменитый итальянский вокальный педагог XIX века. Его метод рассчитан как на развитие голоса, так и на развитие дыхания. В настоящем издании публикуются 10 вокализов популярной школы Зейдлера «Искусство пения» (№ 1–10). «Голос есть природный инструмент, поэтому обаяние, выражение, красота эффектов, производимых им, ставит его выше всех инструментов, созданных людьми, — пишет Зейдлер в “Кратких указаниях к преподаванию пения”. — Чтобы довести искусство пения до известного совершенства, необходимо встретить особое сочетание врождённых данных, которые после долгого, хорошо направленного учения должны ещё развиваться».

Электронное издание озвучено и включает интерактивные элементы. Каждое из упражнений также можно прослушать в трёх вариантах звучания (только мелодия, только аккомпанемент, мелодия с аккомпанементом) и двух вариантах темпа.

Напомним, что электронные издания ЭБС E-MUSICA можно использовать на любом электронном устройстве, а это значит, что можно позаниматься и без инструмента. Прекрасные вокальные миниатюры можно практически использовать не только в классе по вокалу, но и на уроках сольфеджио.

Работа над озвученными изданиями продолжается. Надеемся, что серия озвученных вокализов поможет в практических занятиях студентов и развитии их вокальных навыков.

01 11 2023