10 августа 1935 года родился один из крупнейших композиторов современности, народный артист СССР Гия Александрович Канчели. Ко дню его рождения вспоминаем некоторые страницы его биографии и творчества.

Ко дню рождения Гии Канчели









«Осторожно, экстремальные динамические перепады!».
Обложка LP-диска с записью 6 и 7 симфоний
Г. Канчели на лейбле Sony Classical, 1994 г.

«Маэстро тишины», как называли Гию Канчели (1935–2019), пришёл к занятиям музыкой не в отрочестве, как часто бывает, а после знакомства с профессией геолога и окончания Тбилисского университета (1959). По его воспоминаниям, после прохождения тяжёлой полевой практики на геологическом факультете он решил составить список профессий, которые не требовали бы продолжительной ходьбы, и наиболее близкой из них ему показалась музыка. Особую роль в этом выборе сыграло увлечение джазом в юношеские годы — будущий композитор планировал стать джазовым музыкантом и выступать с собственным биг-бэндом, но позже, в годы учёбы в Тбилисской консерватории (1959–1963), полюбил классическую музыку с той же силой.

Канчели оставил большое творческое наследие. Широкому кругу меломанов оно известно благодаря его работам в качестве кинокомпозитора; его музыка звучит, в частности, в культовых советских комедиях «Мимино» (1977) и «Кин-дза-дза!» (1986) режиссёра Г. Н. Данелии. С учётом записанных на плёнку спектаклей и анимационных лент разной продолжительности фильмография Канчели насчитывает более 80 картин.

Продвинутым слушателям известны его камерные и симфонические произведения, для которых автор зачастую выбирал нетипичные исполнительские составы: концерт памяти Луиджи Ноно «Lament» для скрипки, сопрано и оркестра (1994); «Styx» для альта, смешанного хора и оркестра (1999); «Diplipito» для виолончели, контртенора и камерного оркестра (1996–1997); «Amao Omi» для смешанного хора и квартета саксофонистов (2005) и др. Поиском новых тембровых решений отмечен цикл «Жизнь без Рождества» (1990–1994), в некоторых частях которого, помимо обычных акустических инструментов, предполагалось использование магнитофонной записи.

Для музыки Канчели, вобравшей в себя элементы грузинского фольклора, джаза и сонорики, характерны ощущение замедленного течения времени, «вслушивание» в отдельные звучности — тоны, аккорды, созвучия. В драматургии, форме и оркестровке своих произведений композитор старался добиться предельной простоты: «Когда я считаю, что смог выполнить задачу и перешагнуть барьер, который выставил перед собой, тогда меня уже не интересует, что обо мне напишут или как примут» (Юсипей Р. Беседа с Гией Канчели // ClassicalMusicNews.Ru. Дата публикации: 18.03.2018). Если данный творческий принцип почти без изменений прошёл через всю его жизнь, то внутреннее содержание произведений Канчели, будучи отражением внешних событий, происходящих в мире, претерпевало изменения, а печаль постепенно переходила в трагизм.

Мне часто задают вопрос: «Если вы такой счастливый человек, то почему вы пишете такую грустную музыку?», на что я обычно отвечаю: «А вы хотите, чтобы я был человеком несчастным и писал музыку радостную?».
В общем, я благодарен судьбе, подарившей мне так много радости и счастья.
Юсипей Р. Беседа с Гией Канчели.

В издательстве «Музыка» выпущен альбом из 34 фортепианных пьес, созданных на основе «прикладной» музыки Гии Канчели: «Простая музыка для фортепиано: на темы из музыки для кино и театра». В него вошли разные по характеру и степени сложности фортепианные миниатюры грузинского мастера.

Также на сайте издательства представлена партитура сочинения «Памяти Гии Канчели» И. Барданашвили, экспрессивный характер которого перекликается с сочинениями самого Канчели.

Тонкая работа грузинского композитора никогда не оставляет слушателей равнодушными, а непосредственному соприкосновению современных музыкантов с его творчеством и пополнению их репертуара могут способствовать наши издания.

10 08 2023