26 июля 1872 года родился Джон Фильд

26 июля 1872 года родился Джон Фильд — ирландский пианист, педагог и композитор, чья судьба была тесно связана и с Россией.
Фильд был знаком со многими выдающимися деятелями искусства своего времени и стал одним из родоначальников фортепианной и композиторской школы в России. Его ученики, среди которых А. Дюбюк, А. Герке, А. Верстовский, А. Гурилев, В. Одоевский, М. Глинка, стали воспитателями последующего поколения профессиональных музыкантов, таких как М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Фильда называют основоположником нового музыкального жанра — ноктюрна. «Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчётливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату», — восторженно писал М. И. Глинка.
Сочинения Фильда представлены издательством «Музыка» в антологии «Русский фортепианный ноктюрн» (произведения русских композиторов
Издание представляет собой первую столь полную антологию русского фортепианного ноктюрна в его почти столетнем развитии. Тетради выстроены в хронологическом порядке и позволяют проследить историю жанра со времени его возникновения и до начала XX века. Часть пьес издаётся впервые либо после долгого перерыва. Крайне интересны обстоятельные материалы о жанре ноктюрна, авторах и представленных в издании произведениях.
Каждая из тетрадей существует как в традиционном печатном виде, так и в электронном: в ЭБС
«Появившиеся во втором десятилетии XIX века ноктюрны Дж. Фильда послужили образцом для фортепианных пьес российских и зарубежных композиторов, — пишет Р. Глазунова. — Среди них наибольшую известность по праву получили ноктюрны Ф. Шопена, ставшие эталоном этого жанра. В дальнейшем в западноевропейской традиции к началу ХХ века ноктюрн в целом словно “преодолевает” собственные границы и теряет свои романтические черты, подвергаясь жанровой трансформации. В России же он достаточно долго продолжал существовать в рамках канона и способствовал созданию художественных образцов высочайшего уровня, оставаясь ярким и самобытным явлением, обусловленным спецификой развития национальной композиторской и фортепианной школы».