Из репертуара Фёдора Шаляпина: арии из опер русских и зарубежных композиторов

«...Математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением».
Шаляпин Ф. И. Маска и Душа. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 77.
Имя выдающегося певца Фёдора Ивановича Шаляпина (1873–1938), самой яркой фигуры русской вокальной школы XX века, широко известно по всему миру. Современников и потомков восхищал не только его голос, но и величие образов, которые он создавал на оперной сцене. Его интерпретации никого не оставляли равнодушным: и критики, и простые зрители сходились во мнении об исключительности таланта Шаляпина. Для многих поколений артистов он является незыблемым авторитетом в пении и актёрском мастерстве.
Знаменитый музыкант, чьим приоритетом в искусстве был поиск художественной правды, за свою карьеру исполнил множество знаковых басовых партий. Особенно яркие из них — Борис Годунов в одноимённой опере М. П. Мусоргского, Мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Иван Сусанин в опере М. И. Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Ш. Гуно и в «Мефистофеле» А. Бойто, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини.

В сборник «Арии из опер русских и зарубежных композиторов: из репертуара Фёдора Шаляпина» (составитель О. Н. Макаренко) включены любимые оперные арии Фёдора Ивановича. Арии напечатаны с купюрами, принятыми в его исполнительской практике. Произведения зарубежных композиторов представлены с русским текстом, который исполнял сам певец.
В коллекцию вошли арии для баса в сопровождении фортепиано:
- М. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин». Слова С. Городецкого;
- М. Глинка. Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила»;
- А. Даргомыжский. Ария Мельника из оперы «Русалка»;
- М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»;
- Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»;
- А. Рубинштейн. Первый романс Демона из оперы «Демон»;
- А. Аренский. Каватина Пустынника из оперы «Сон на Волге»;
- С. Рахманинов. Каватина Алеко из оперы «Алеко»;
- Дж. Россини. Ария Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник»;
- В. Беллини. Каватина Родольфо из оперы «Сомнамбула»;
- А. Бойто. Баллада Мефистофеля из оперы «Мефистофель». Перевод М. Слонова и Ф. Шаляпина;
- Ш. Гуно. Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Перевод П. Калашникова;
- Л. Делиб. Стансы Нилаканты из оперы «Лакме». Перевод М. Слонова;
- Ж. Массне. Серенада Дон Кихота из оперы «Дон Кихот». Перевод Ф. Шаляпина.
Издание предназначено для концертно-педагогической практики и любительского музицирования.
Иллюстрации:
- А. Я. Головин. Портрет Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912 г.
- К. Фишер. Ф. И. Шаляпин в роли Дон Кихота (открытка начала XX века).
- С. Субботин. Ф. И. Шаляпин в роли Мефистофеля. © РИА Новости