Личность и творчество Бэллы Михайловны многогранно раскрывает её автобиографическая книга «Мои воспоминания».

16 июля исполняется 95 лет пианистке Бэлле Давидович

16 июля 2023 года отмечает 95-летний юбилей знаменитая пианистка Бэлла Давидович.

Издательский дом «Музыка – П. Юргенсон» сердечно поздравляет Бэллу Михайловну, желает крепкого здоровья и творческого вдохновения!


Личность пианистки многогранно раскрывает её автобиографическая книга «Мои воспоминания», опубликованная в издательстве «П. Юргенсон». Большой интерес представляет также интервью с Бэллой Михайловной её сына, скрипача и дирижёра Дмитрия Ситковецкого, представленное в нашей электронной серии «Выдающиеся музыканты: интервью и портреты». Ценные слова о матери, как и беседу с ней, содержит также книга самого Дмитрия Ситковецкого «Диалоги», в которой музыкант предстаёт как собеседник и интервьюер.

Книге Б. Давидович посвящена статья Л. Баяхуновой «Мой мир, моё время: воспоминания Бэллы Давидович», текст которой мы приводим полностью ниже.


Книга Бэллы Давидович «Мои воспоминания», вышедшая в музыкальном издательстве «П. Юргенсон», — живое слово знаменитой пианистки, своего рода итог её большого жизненного и творческого пути. Воспоминания подкупают неподдельной искренностью, живыми и правдивыми размышлениями большого музыканта о тайнах своей яркой, но такой нелегкой профессии: «Память сохранила многое — радостное и горькое. Были безусловные победы, творческие и артистические. Были и разочарования. Мои ранние воспоминания невольно перемежаются с более поздними. Это неминуемо. Пишу, что помню и как помню» [1;9].

Бэлла Давидович посвятила книгу воспоминаний своим слушателям, и этот факт нетрудно объяснить. Она пробыла на концертной эстраде невероятно долгий срок — более семидесяти лет. В 1937 году, в девятилетнем возрасте, Бэлла Давидович выступила в своем родном Баку с Первым концертом Бетховена для фортепиано с оркестром, а 1 апреля 2011 года, в Гринсборо пианистка вышла на сцену в последний раз. Между этими двумя выступлениями — сотни (а может, и тысячи) концертов в крупнейших залах мира, множество переполняющих память впечатлений.

Давидович посчастливилось застать корифеев российского музыкально-исполнительского искусства, деятельность которых начиналась еще до революции 1917 года. Общение с ними сформировало её взгляды на искусство, а секреты их мастерства — точнее, традиции русской пианистической школы — она бережно пронесла через всю свою жизнь и передала уже своим ученикам. В числе таких принципов — показ педагога за вторым роялем как неотъемлемая часть учебного процесса, внимание к посадке пианиста, предостережение от ненужных размахиваний руками во время исполнения, а также преждевременного снятия рук с клавиш («аккорд должен по длительности звучать ровно столько, сколько указал автор» [1; 34]), аккуратное обращение с педалью, которая берётся кончиком пальцев ног, а не всей ступнёй, и многое другое. «Знаменитые педагоги ЦМШ — пишет Б. Давидович, — на самых ранних стадиях обучения прививали уважение к авторскому тексту. Того же я добивалась и от студентов в Джульярде. Всё это ещё от старой фортепианной школы, от наших “патриархов”, которых я, к счастью, застала в Московской консерватории» [1; 35].

Талант Бэллы ещё в детские годы оценили А. Гольденвейзер и Г. Нейгауз, с 12 лет она занималась в классе К. Игумнова. Как вспоминает Бэлла Михайловна, «занятия <…> с профессором К. Игумновым были не просто уроками с педагогом, а чем-то особенным. Я вслушивалась в каждое слово, каждое указание учителя, и мне не надо было дважды повторять сказанное, особенно если это касалось звукоизвлечения» [1; 23]. Талант Давидович был очевидным. Одна из её однокурсниц вспоминала, как Бэлла после лекций могла подойти к роялю и сыграть, к примеру, любой этюд Шопена в любой тональности [2; 63]. После смерти Игумнова Б. Давидович перешла в класс его ученика Я. Флиера. Педагог заворожил её своим артистизмом, увлечённостью музыкой, педагогическим темпераментом («В моих ушах всегда звучит неповторимый показ шедевров Шопена в исполнении Флиера» [1; 29]). Позже, в начале шестидесятых, Давидович стала ассистенткой Флиера в Московской консерватории.

В 1949 году, будучи ещё студенткой консерватории, Бэлла Давидович одержала блестящую победу на четвёртом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, поделив первую премию с польской пианисткой Галиной Черны-Стефаньской. Эта победа определила судьбу артистки, положив начало её большой карьере в СССР и Восточной Европе.

Бэллу Давидович заслуженно причисляют к числу лучших и ярких интерпретаторов музыки Шопена. Примечательно, что одна из зарисовок её книги называется «Шопеновские мотивы». Пианистка постоянно постигала музыку своего кумира, каждый раз искала всё новые и новые исполнительские краски, копила впечатления, связанные с жизнью польского гения фортепиано. Ей посчастливилось играть в небольшом музее-квартире Шопена на острове Майорка. «С волнением рассматривала я бесценные экспонаты — рукописи, личные вещи, картины. В перерыве, выйдя на балкон, я увидела небольшой садик, где было много цветов. Если верить рассказу сына Жорж Санд, их сочетания были выбраны Шопеном» [1; 201].

В 2004 году Давидович давала сольные концерты в Ноане, где жил Шопен в летние месяцы и создал многие шедевры. Она посещала дом, в котором жил Шопен в Чехии. Желание играть музыку любимого автора помогло молодой пианистке провести в 1960 году три концерта в Болгарии с труднейшей программой, включавшей исполнение в один вечер двух шопеновских концертов — Andante spianato и Большого полонеза с оркестром. Оставив сцену, Бэлла Михайловна пристально следит (теперь уже в качестве члена жюри Конкурсов имени Шопена), как исполняют музыку её кумира молодые музыканты. Она невольно сравнивает, как играли Шопена прежде и как сейчас, сетует, что увеличились темпы в этюдах, полонезах в ущерб духовности. А Шопен, по словам Давидович, «говорил музыкой. Он не терпит грубости, на его произведения нельзя “набрасываться”. Играть Шопена нужно подушечками пальцев, играть и с головой, и с сердцем» [3].

И тем не менее Бэлла Давидович не стала пианисткой одного композитора. Она постоянно расширяла границы своего репертуара, включая в него многие страницы музыки Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса, Дебюсси, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. В симфонических вечерах она исполняла концерты Бетховена, Сен-Санса, Рахманинова, Гершвина.

Бэлле Давидович довелось играть с десятками первоклассных дирижёров — «маститых и молодых, представляющих разные исполнительские школы» [1; 74]. Такими же разными, по её словам, они были и в человеческом плане. Тему «солист и дирижёр» пианистка называет сложной и неоднозначной. В главе о советских дирижёрах — уникальные рассказы о А. Гауке, Е. Светланове, К. Иванове, Ю. Темирканове, В. Синайском, А. Янсонсе, С. Бычкове, Ниязи. В зарубежный период жизни пианистка выступала с Юджином Орманди (с которым играл ещё С. Рахманинов), Рикардо Мути, Куртом Мазуром, Джерардом Шварцем, Невиллом Марринером и многими другими.

Сотрудничество с Евгением Светлановым запомнилось концертами в Москве, Ленинграде, Амстердаме, Лондоне: «Помню изумительные руки Светланова (я обычно не смотрю на руки дирижёров, за исключением некоторых моментов, но тут я просто любовалась пластичными жестами, показами вступлений отдельных инструментов). Ни единого лишнего движения — только музыка» [1; 79]. Незабываемым оказалось знакомство с Юрием Темиркановым: «Молодой, обаятельный человек, победитель Второго Всесоюзного конкурса дирижёров, он прекрасно провёл аккомпанемент оркестра, чутко слушая солистку» [1; 83].

В главе «Гастроли по СССР» Давидович увлечённо описывает свои путешествия в самые отдалённые уголки страны, вспоминает (часто с юмором) нелегкую гастрольную жизнь. Желание всё сделать для публики часто помогало ей преодолевать на первый взгляд непреодолимые трудности — и в быту, и на сцене. С особой теплотой и трепетной любовью Бэлла Михайловна вспоминает родных, учителей, своих коллег-музыкантов и людей других профессий, а также всех тех, кто дарил тепло общения и старался облегчить нелёгкую жизнь постоянно гастролирующей артистки. Любопытные, подчас даже курьезные истории, неожиданно всплывающие на разных страницах книги («Мозаика моей концертной жизни»), добавляют немало интересного к портрету пианистки.

Переломным в жизни Давидович стал 1978 год. «Я прожила долгую жизнь, а точнее — две жизни, — пишет пианистка. — Одну в Советском Союзе, а другую — на Западе» [1; 223]. «Вспоминая это время, не хочу ещё раз погружаться в те эмоции, которые испытывала, решившись уехать из страны, где прожила пятьдесят лет — лучшие, молодые годы…» [1; 101]. Тогда Бэлла Михайловна не могла даже и предположить, что спустя десять лет вместе с сыном, известным скрипачом Дмитрием Ситковецким, они будут приглашены Российским министерством культуры на концерты в Москву как известные на Западе музыканты. В 1988 году они стали первыми, кому предложили приехать на гастроли в Россию.

О жизни на Западе пианистка говорит откровенно, безо всяких прикрас, будь то трудное привыкание к новым реалиям или жёсткая профессиональная конкуренция, несуразность, порой даже абсурд некоторых сторон музыкальной жизни и образования: «Эмиграция, даже для талантливых людей <…> дело непростое. И я, в общем, не жалуясь на то, как сложилась моя судьба в Америке, тоже могу это подтвердить» [1; 119].

В своей книге Бэлла Давидович приоткрывает и тайны личной жизни. Глава «Мой Юлик» посвящена супругу — талантливому скрипачу Юлиану Ситковецкому, так рано ушедшему из жизни. Талант отца наследовал сын Дмитрий, которому также посвящено немало страниц воспоминаний: «Я не знаю другого, подобному нашему с Димой, концертирующего дуэта известных музыкантов — матери и сына. Рояль и скрипка. Солистка и дирижёр». [1; 144].

Прощание с публикой далось пианистке нелегко. Программа двух вечеров называлась «Концерт трёх поколений» (в нём принимали участие Бэлла Давидович, её сын Дмитрий и внучка Джулия). «На сцене всё было для меня как обычно — сосредоточенность и предельное внимание. Но на следующий день я уже плохо себя контролировала. В голове звучало одно слово — „последнее“. Но я для себя уже приняла решение: всё надо делать вовремя и не ждать, когда случится что-то чрезвычайное» [1; 169].

Читателя увлекут блестящие портретные зарисовки выдающихся коллег-музыкантов (в разделе «Незабываемые встречи»), среди которых — Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Ван Клайберн, Исаак Стерн, Мстислав Ростропович, Родион Щедрин, Владимир Ашкенази, Николай Петров и др.


***

Книга Бэллы Давидович — это воспоминания великой пианистки о своей большой жизни, где всё было переплетено и где всё было взаимосвязано. «Я всегда помню, что в моей жизни было то, о чём может мечтать каждый: были многие и многие моменты таких необыкновенных взлётов, какие Бог даёт только избранным — артистам, музыкантам — и дал мне — пианистке, исполнявшей гениальную музыку в лучших залах, с лучшими оркестрами и с лучшими партнёрами. Я помню и благодарю судьбу за то, что так было» [1; 223].


ДАВИДОВИЧ БЭЛЛА. МОИ ВОСПОМИНАНИЯ. – М.: П. Юргенсон. – 224 с., ил. – ISBN 978-5-9720-0070-8.


Список использованной литературы:

1. Давидович Б. Мои воспоминания. – М.: П. Юргенсон, 2013.

2. Федорович Е. Ученица Софроницкого // Поэт фортепиано: к 100-летию со дня рождения В. В. Софроницкого. – М.,  2003.

3. Зорина Е. Лауреатом конкурса имени Фредерика Шопена в Варшаве стала российская пианистка. – Текст: электронный. – Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=401583&cid=460.

16 07 2023