Исследование «Методы науки о музыке» без преувеличения — труд выдающегося российского учёного, профессора кафедры теории музыки РАМ им. Гнесиных Натальи Сергеевны Гуляницкой.

В издательстве «Музыка» переиздана книга Н. И.  Гуляницкой «Методы науки о музыке»


В издательстве «Музыка» переиздана книга Натальи Сергеевны Гуляницкой «Методы науки о музыке». Наталья Сергеевна — профессор кафедры теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, музыковед, заслуженный работник высшей школы РФ. Автор монографий и многочисленных статей, посвящённых проблемам теории отечественной и зарубежной музыки.


По словам доктора искусствоведения Т. И. Науменко, Наталья Сергеевна относится к тому поколению учёных-первооткрывателей, чьими стараниями и наука, и музыкальное образование кардинально поменяли свой облик. В учебные планы музыкальных вузов были введены новые дисциплины, по-иному стали преподаваться и базовые предметы, прежде всего, гармония. Такая, без преувеличения, подвижническая деятельность далеко не всегда получала официальное одобрение. «Главный редактор издательства "Музыка" В. В. Рубцова вспоминает, как в 1984 году её яростно распекал чиновник Госкомиздата СССР за то, что в план издательства включили книгу "Введение в современную гармонию" Н. С. Гуляницкой с нотными примерами из музыки Штокхаузена, Шнитке, Губайдулиной. И это по поводу сугубо теоретической работы, где речь идёт о строении созвучий, их взаимосвязях и т. д. Однако среди музыкантов, в том числе студентов, спрос на подобные исследования был огромным. Формировались поколения учеников и последователей, многие из которых сегодня представляют ведущие научные и педагогические школы нашей страны», — пишет Науменко (Науменко Т. И. «Музыковедение — комплексный феномен…». Из бесед с Натальей Сергеевной Гуляницкой // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2022. № 4. С. 6–11).

Издательством «Музыка» выпущен ряд пособий Гуляницкой, среди которых курс «О современной композиции», где рассматриваются художественные направления в сфере современной «серьёзной» (академической) музыки и основные тенденции в творчестве отечественных композиторов в музыковедческом, культурологическом и эстетическом аспектах. Наряду с панорамным обзором музыкальных жанров, понятий формы-содержания, стиля и текста, исследование включает очерки о композиторах, наделённых способностью «творить по-своему». Разрабатывается методология анализа современных музыкальных произведений, предлагается нетрадиционный «план освоения» материала, вплоть до привлечения веб-источников.

Исследование «Методы науки о музыке» посвящено проблемам методологии музыковедения. Необходимость создания такого рода проекта, по мнению автора, обусловлена рядом причин. Современная гуманитарная наука, пройдя извилистый путь развития, в XX – начале XXI века обогатилась рядом новых методов, применяемых в философии, эстетике, литературоведении, языкознании и др. Музыкознание не только впитало многие современные методологические идеи, но и предложило свои подходы в изучении явлений музыкального искусства. Всё это нашло отражение в предлагаемой книге.

Острая необходимость в создании монографии продиктована и введением новых учебных дисциплин («Методология музыковедения», «Теория современной композиции» и др.), для которых настоящее издание является учебным пособием. В книгу, состоящую из семи глав, приложения и музыкальных иллюстраций, включён также раздел, ориентированный на создание научного документа, где рассматриваются положения, важные при написании дипломной работы и диссертации.

17 07 2023