205 лет со дня рождения французского композитора Шарля Гуно

Трагедия «Фауст» И. Гёте (1773–1808) принадлежит к вершинам немецкой поэзии и остаётся неиссякаемым источник цитат, актуальных во все времена. В России чаще всего она звучит в переводе Б. Пастернака.
Сюжет трагедии, основанной на немецкой легенде о докторе Фаусте, отдавшем душу дьяволу в обмен на знания и мирские удовольствия, вдохновлял многих драматургов и композиторов на протяжении нескольких веков. В русской литературе к нему обращались А. Пушкин, В. Брюсов, М. Булгаков и другие. Среди музыкальных произведений на его основе наиболее известны симфония «Фауст» Ф. Листа (1854) и одноимённая опера Ш. Гуно (1859).
Шарль Гуно (1818–1893) начал размышлять о создании оперы на сюжет «Фауста» в 1839 году, во время пребывания в Италии после получения престижной награды – Римской премии, но к реализации задуманной идеи не приступал на протяжении 20 лет. В 1850-х годах композитор познакомился с либреттистами Ж. Барбье и М. Карре, которые поддержали идею написания «Фауста» и представили её дирекции «Театр Лирик» в Париже. После начала работы над оперой выяснилось, что один из парижских театров уже поставил мелодраму на тот же сюжет, и создание нового сценического воплощения пришлось отложить до 1859 года.
Премьера оперы состоялась в «Театр Лирик» в том же году, но большого успеха не имела. Лишь спустя 10 лет, после переработки (в частности, добавились балетные сцены, а разговорные диалоги были заменены на речитативы) и постановки в театре «Гранд Опера» она стала одним из самых популярных классических произведений XIX века. Во многом этому способствовали высокие мелодические качества арий и хоров, и драматически насыщенное действие. Авторы интерпретировали философскую трагедию Гёте в бытовом плане и вывели на первый план лирическую линию. В 1863 году прошло представление в Нью-Йорке, в 1864 – в Санкт-Петербурге.
22 номера из оперы сохранились в виде аудиовизуальных записей (фоносцен – предшественниц звукового кино) начала XX века, снятых на синематограф и фонограф французской кинокомпанией Gaumont.

В России одной из первых записей, прозвучавших из граммофона, была ария Мефистофеля, исполненная Фёдором Шаляпиным в 1902 году. Ценные аудиозаписи оперы в 1940-х годах выполнили В. Небольсин с хором и оркестром Большого театра (Фауст — Иван Козловский, Мефистофель — Александр Пирогов, Маргарита — Елизавета Шумская).
Опера «Фауст» по сей день удивляет слушателей и восхищает своей красотой и глубиной. Приобрести клавир этого произведения можно на сайте издательского дома «Музыка – П. Юргенсон». Кроме того, в каталоге можно найти переложения номеров из оперы для различных инструментов и уровней подготовки, а также отдельные арии.