Новинка: «Работа балетного концертмейстера на уроках классического танца»


Пособие Лидии Анатольевны Лысцовой «Работа балетного концертмейстера на уроках классического танца» посвящено специфике работы балетного концертмейстера, заключающейся в особенностях взаимодействия музыки и танцевального движения. В нём рассматриваются вопросы темпоритмической организации музыкального аккомпанемента, способы аккомпанирования и принципы подбора музыкального материала на уроках классического танца. В конце даётся большое нотное приложение с образцами музыкального сопровождения.
Лидия Анатольевна – концертмейстер Пермского государственного хореографического училища, кандидат искусствоведения, лауреат I Международного конкурса концертмейстеров хореографических учебных заведений, член Союза театральных деятелей России. Свой практический опыт она обобщила в публикациях и диссертационном исследовании. В статье «Об опыте балетного концертмейстерства Пермской хореографической школы» Лидия Анатольевна отмечает, что в сфере балетного концертмейстерства Россия сегодня занимает, пожалуй, ведущее положение в мире, а истоки и перспективы развития этой сферы музыкального исполнительства во многом обуславливаются деятельностью отечественных столичных хореографических школ. «Сложность деятельности балетного концертмейстера состоит в том, что она по своей сути многофункциональна: музыкант проявляет себя и как педагог-воспитатель, развивающий художественный вкус танцоров, и как равноправный участник воплощения музыкально-хореографического замысла – в особенности при сопровождении публичных выступлений артистов балета».
Концертмейстеру балета, по мнению Л. А. Лысцовой, важно обладать универсальными знаниями, умениями и навыками, такими как чтение с листа и транспонирование. Помимо примеров из музыкальной литературы концертмейстеры балета применяют импровизационный способ аккомпанирования. Среди специальных исполнительских навыков концертмейстера балета принципиальное значение имеет навыки артикуляции и бокового зрения.
Пособие Л. А. Лысцовой даст ценнейший материал для пианистов-концертмейстеров, работающих на уроках классического танца.
Содержание пособия:
Введение
Глава I. Музыкальное сопровождение в различных видах балетного танца
- Особенности метроритмического взаимодействия музыки и танцевального движения
- Особенности темпоритмической организации музыкального аккомпанемента
Глава II. Музыкальное содержание уроков хореографии
- Способы аккомпанирования и принципы подбора музыкального материала
- К хореографическим комбинациям
- Музыкальный материал на уроках классического танца
- Музыкальное оформление экзерсиса урока классического танца
- Музыкальное оформление движений групп Adagio и Allegro на уроках классического танца
- Схемы хореографических комбинаций и соответствующие им образцы импровизационного музыкального аккомпанемента
- Список использованной литературы
- Список рекомендуемой литературы
Приложение
- Примеры музыкальных импровизаций для аккомпанемента хореографическим движениям, исполняемым у станка и в центре зала
- Музыкальные примеры для аккомпанемента к разделу урока классического танца Аllegro (прыжки)
- Музыкальные примеры для аккомпанемента к разделу урока классического танца Аllegro (пуанты)
- Глоссарий основных хореографических терминов, употребляемых в методическом пособии