Соната для альта (скрипки) М. И. Глинки. С приложением партии виолончели

«Соната для альта и фортепиано» была написана М. И. Глинкой в 1825-1828 годах. Вспоминая в своих «Записках» события 1825 года, он пишет: «…около этого времени я написал первое Allegro сонаты d-moll для фортепиано с альтом; это сочинение опрятнее других, и я производил эту сонату с Бёмом и Лигле; в последнем случае я играл на альте. Adagio написано было позже, a Rondo, которого мотив в русском роде памятен мне до сих пор, я и не принимался писать (я поместил его недавно в детской польке)». В 1852 году композитор повторно вернулся к сонате, переписав и заново отредактировав первую часть и фрагменты второй, но не закончил.
Глинка оставил три рукописных варианта первой и второй частей сонаты, однако эти материалы многие десятилетия пролежали в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ), не привлекая внимания исследователей. Лишь в 1931 году произведение было повторно открыто и завершено известным альтистом, педагогом Московской консерватории Вадимом Васильевичем Борисовским (1900–1972). В 1932 году состоялась концертная премьера сонаты в исполнении В. В. Борисовского и пианистки Е. А. Бекман-Щербиной. Сочинение было опубликовано и прочно вошло в репертуар альтистов. Позднее Борисовский записал эту сонату на радио. Партию фортепиано исполнил А. Б. Гольденвейзер.

В 2021 году в «Музыке» появилось издание: М. И. Глинка. Соната для альта (скрипки) и фортепиано (восстановление и редакция В. В. Борисовского). С приложением партии виолончели. – М.: «Музыка», 2021, 64 с.
По словам исследовательницы творчества М. И. Глинки О. Е. Левашёвой, всё в этой сонате «наполнено чисто русской распевностью, ощущением живой вокальной интонации, вокального мелоса». Издание, к которому причастны выдающиеся исполнители прошлого и настоящего, обогатит репертуар студентов музыкальных училищ и консерваторий, концертирующих исполнителей одним из шедевров русской камерной музыки.