В день рождения М. И. Глинки рассказываем об издании альтовой сонаты, которое позволяет исполнить её на любом из ведущих струнных инструментов: скрипке, альте или виолончели.

Соната для альта (скрипки) М. И. Глинки. С приложением партии виолончели

«Соната для альта и фортепиано» была написана М. И. Глинкой в 1825-1828 годах. Вспоминая в своих «Записках» события 1825 года, он пишет: «…около этого времени я написал первое Allegro сонаты d-moll для фортепиано с альтом; это сочинение опрятнее других, и я производил эту сонату с Бёмом и Лигле; в последнем случае я играл на альте. Adagio написано было позже, a Rondo, которого мотив в русском роде памятен мне до сих пор, я и не принимался писать (я поместил его недавно в детской польке)». В 1852 году композитор повторно вернулся к сонате, переписав и заново отредактировав первую часть и фрагменты второй, но не закончил.

Глинка оставил три рукописных варианта первой и второй частей сонаты, однако эти материалы многие десятилетия пролежали в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ), не привлекая внимания исследователей. Лишь в 1931 году произведение было повторно открыто и завершено известным альтистом, педагогом Московской консерватории Вадимом Васильевичем Борисовским (1900–1972). В 1932 году состоялась концертная премьера сонаты в исполнении В. В. Борисовского и пианистки Е. А. Бекман-Щербиной. Сочинение было опубликовано и прочно вошло в репертуар альтистов. Позднее Борисовский записал эту сонату на радио. Партию фортепиано исполнил А. Б. Гольденвейзер.

В 2021 году в «Музыке» появилось издание: М. И. Глинка. Соната для альта (скрипки) и фортепиано (восстановление и редакция В. В. Борисовского). С приложением партии виолончели. – М.: «Музыка», 2021, 64 с. ISMN 979-0-66010-166-7. Помимо редакции Борисовского в нём впервые содержится переложение партии альта для виолончели, осуществлённое известным виолончелистом, профессором РАМ им. Гнесиных Владимиром Константиновичем Тонха. Таким образом, соната Глинки теперь может быть исполнена на скрипке, альте или виолончели.

По словам исследовательницы творчества М. И. Глинки О. Е. Левашёвой, всё в этой сонате «наполнено чисто русской распевностью, ощущением живой вокальной интонации, вокального мелоса». Издание, к которому причастны выдающиеся исполнители прошлого и настоящего, обогатит репертуар студентов музыкальных училищ и консерваторий, концертирующих исполнителей одним из шедевров русской камерной музыки.

01 06 2023