Эксклюзивное издание: К. Дебюсси. Детский балет «Ящик с игрушками»

В творчестве Дебюсси, по-модернистски эстетичном и изысканном и потому порой отстранённом, есть своя необычайно тёплая страница — произведения о детях и для детей. Своей дочурке Клод-Эмме, или, как её звали дома, Шушу композитор сначала посвятил знаменитый сегодня фортепианный цикл «Детский уголок», а затем и целый балет для детей — «Ящик с игрушками».
Он появился на очередном пике популярности балетного жанра в Париже, где как раз блистала антреприза «Русские сезоны» Сергея Дягилева, по заказу которого Дебюсси создал одноактный балет «Игры» (1913). Следующим балетом Дебюсси стал как раз «Ящик с игрушками». Оригинальную идею и иллюстрированное либретто представил художник Андре Элле — на тот момент известный автор красочных детских изданий, напоминающих современные комиксы. История, которую он предложил Дебюсси, по-детски мила и забавна: в ящике для игрушек разворачивается «драматичная» история любви Куклы и Солдата, ведь Солдату пришлось устроить целую битву в попытке отвоевать Куклу у мерзавца Полишинеля. Дебюсси идея понравилась, клавир балета был создан в кратчайшие сроки и уже к Рождеству 1913 года издан постоянным издателем Дебюсси Жаком Дюраном. Именно эта первая, прижизненная публикация во всех её деталях легла в основу настоящего издания «Музыки». Но завершить оркестровку балета Дебюсси не успел. Интересно, что его премьера состоялась не в Париже, а... в Москве! Незадолго до смерти композитора, в декабре 1917, спектакль с успехом прошёл в Камерном театре Александра Таирова и продержался в репертуаре до 1922 года.
«Ящик с игрушками», с одной стороны, яркий образец стиля Дебюсси, а с другой — отчётливо обнаруживает широчайшие связи со всем европейским искусством. Например, сюжет и герои сказки Элле – Дебюсси напоминают об итальянском театре del arte и балете «Петрушка» Стравинского, сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и пьесе «Синяя птица» Метерлинка. Кроме того, по мере написания композитор рассматривал разные варианты воплощения замысла: от театра марионеток до детской хореографической постановки. В итоге он остановился на обозначении «пантомима на музыку», тем самым предоставляя каждому настоящую свободу фантазии при постановке.
А постановка может состояться не только на театральной сцене! Новое издание авторского клавира позволит вспомнить и о прекрасной традиции домашних спектаклей, когда вся семья собирается вместе и создаёт своё уникальное представление — весёлое и уютное. К слову, их традиционно готовили к новогодним праздникам. Поэтому издание будет ценным праздничным подарком и сможет стать настоящей библиографической диковинкой в нотной библиотеке всех музыкантов-профессионалов и продвинутых любителей музыки. Отдельный интерес издание представляет для исследователей творчества Дебюсси и истории балета.