340 лет со дня рождения Доменико Скарлатти

Параллель с Бахом и Генделем не случайна. Каждый из них, при всей универсальности, всё же вывел на новый уровень какие-то определённые жанры. В случае Скарлатти речь идёт, конечно, о клавирной сонате. Но как раз большая их часть (всего их у него 555) написана уже в поздний период, которому предшествовала весьма насыщенная событиями и музыкой жизнь.
Доменико, как и Бах, был из знаменитой музыкальной семьи. Его отец Алессандро Скарлатти — мастер итальянской оперы, в будущем признанный основателем неаполитанской школы. Поэтому совершенно естественно, что карьера музыканта началась в Неаполе. Затем он побывает в разных музыкальных амплуа в Венеции, Риме, Лиссабоне, Севилье и Мадриде.
Как и большинство композиторов своего времени, Скарлатти-младший владел несколькими инструментами и прославился своей виртуозной игрой на органе и клавире. Именно в связи с этим и состоялась его встреча с Генделем. Их состязание в Венеции вошло в анналы музыкальной истории. Гендель победил как органист, а Скарлатти превзошёл его в игре на клавире. Именно в качестве учителя игры на клавесине он оказался при португальском дворе, где должен был обучать инфанту Марию Барбару, которая в дальнейшем, будучи уже испанской королевой-консортом, станет покровителем композитора, последовавшего вместе с её двором в Севилью и Мадрид.
В творческом наследии Скарлатти можно найти практически все жанры того времени: 13 опер, 17 симфоний, 20 серенад, светские сольные кантаты, мессы и другие духовные сочинения. Но на первом месте оказались сонаты для клавесина. Именно в них проявилась вся оригинальность стиля композитора: мелодическое мастерство, яркие образные контрасты, разнообразные фактурные решения, обильное использование виртуозных пассажей, репетиций, двойных нот и широких скачков. Кроме того, всё большую роль стал приобретать гомофонный склад.
Познакомиться с сонатами Скарлатти можно и благодаря нескольким изданиям «Музыки». Прекрасным дополнением к самим опусам Скарлатти также станет уникальная книга Ю. П. Петрова «Тайнопись музыки барокко». Идеи и находки Петрова, знавшего наизусть сотни сонат Скарлатти, отразились в многочисленных специальных статьях и в диссертации, которую он защитил в 1980 году. Подробнее об издании можно прочесть в нашем посте.