Лучано Берио — 100!

Лучано Берио (24 октября 1925 — 27 мая 2003) завоевал репутацию одного из самых смелых экспериментаторов Второго европейского музыкального авангарда. Его стиль сочетал в себе все возможные на тот момент варианты музыкального звучания. Он использовал серийность и алеаторику, писал электронную музыку и создавал полистилистические коллажи, писал серьёзно и в то же время эпатировал публику. Чего только стоит своеобразная трилогия «буквальностей»: «Опера», «Симфония» и «Хор». Кроме того, как и многие из его поколения, он искал новые пути развития музыки и за её пределами, например, использовал литературные коллажи и вдохновлялся текстами Джеймса Джойса. Кстати, это увлечение Джойсом появилось благодаря влиянию друга композитора — писателя Умберто Эко, виднейшего специалиста по семиотике. К слову, прочесть о хоровых экспериментах Берио можно в специальной монографии А. Рыжинского «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция».
Стать музыкантом для Берио было наиболее естественным решением. Его отец и дед были органистами, у которых он и получил первые уроки. Тем не менее он выбрал карьеру композитора. Кроме обучения в Миланской консерватории, важным этапом для молодого музыканта стала поездка в США и посещение летнего курса Луиджи Даллапикколы в Тэнглвудском музыкальном центре (Ленокс, штат Массачусетс). Даллапиккола — мэтр итальянской додекафонии, композитор и специалист по старинной итальянской музыке. Его влияние оказалось принципиально важным. В дальнейшем окружением Берио стали участники Дармштадстких курсов. Там он познакомился с Булезом, Штокхаузеном, Лигети, Кагелем и другими.
Берио занимался музыкой не только как композитор, но и как исследователь. В 1955 году вместе с Бруно Мадерной он основал в Милане Студию музыкальной фонологии. Толчком стало увлечение электронной музыкой и её возможностями. Спустя 20 лет Берио возглавит отделение электроакустической музыки в IRCAM в Париже, а затем по её образцу создаст центр Tempo Reale во Флоренции.