К юбилею композитора, дирижёра, музыкально-общественного деятеля, педагога публикуем малоизвестные факты о его жизни и творчестве

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов: 165 лет со дня рождения

«Гатчинский рыцарь музыки» — так именовал Ипполитова-Иванова музыкант А. Митенёв в память о родине и первых музыкальных впечатлениях композитора: звуке трубы кирасирского полка, разносившегося над Гатчиной. Другой радостью для мальчика был Гатчинский дворец, куда он мог попадать беспрепятственно благодаря служившим в нём братьям. В Арсенальном каре Мишу покорил заводной механический орган, исполнявший марш из «Афинских развалин» Бетховена. Увлекала его и живопись, погрузиться в которую помог брат Фёдор, научивший отличать эпохи, школы, манеру письма отдельных художников. Всю жизнь композитор будет с большой нежностью относиться к родному городу, называя его, по воспоминаниям друзей, «Милая Гатчина». Впрочем, и письма к друзьям этого удивительно щедрого душой человека полны любви и нежности.

Ещё одним важным кирпичиком в основе будущей деятельности Ипполитова-Иванова стали уважение и любовь к национальным культурам, привитые в детские годы. В Гатчине его окружали не только русские, но и эстонцы, немцы, финны, а родители хорошо говорили по-фински и по-норвежски. Впоследствии композитор вложил много труда в развитие грузинского музыкального образования, возглавив музыкальные классы отделения Русского музыкального общества в Тифлисе, из которого выросло училище, заслужившее блестящую репутацию и считавшееся «после Московской и Петербургской консерваторий одним из лучших музыкально-учебных заведений России».

Родным местам посвящена его опера «Оле из Нордланда», о которой сам он говорил так: «Ни одну из своих опер я не писал с такой любовью, как «Оле». Сюжет её волне историчен: начинающий писатель М. Иерсен оставил отцу композитора рукопись своей повести из жизни рыбаков норвежской деревни.

Многое было сделано Ипполитовым-Ивановым для популяризации фольклорных инструментов — гармоники, баяна. Причём размах его идей всегда был грандиозен, в 20-е годы было задумано проведение конкурса гармонистов, на последнем туре которого выступили свыше полутора тысяч музыкантов! Всё это, конечно, имело целью и сокращение дистанции между серьёзной музыкой и народом. Различные сочинения для баяна, гитары, голоса, фортепиано опубликованы в нашем издательстве. Подробнее с изданиями можно ознакомиться на сайте.

19 11 2024