В память о даровитом музыканте рассказываем о произведениях, судьба которых связана с его профессиональной деятельностью.

28 июня 1831 года родился австрийский скрипач и композитор Йозеф Иоахим

Йозеф Иоахим считается главой немецкой скрипичной школы второй половины XIX века. Он был не только талантливым скрипачом, но и известным педагогом. С юности он завоевал признание крупнейших музыкантов того времени, благодаря чему получил возможность выступать на одной сцене с Полиной Виардо, Феликсом Мендельсоном, Кларой Шуман и др., а также занимать почётные должности (к примеру, в 16 лет он стал концертмейстером знаменитого оркестра «Гевандхауз», а в 22 — Королевской капеллы в Ганновере). Впоследствии он стал директором Берлинской высшей школы музыки, а также основал струнный квартет («Иоахим-квартет»), в котором играл до конца жизни.

Будучи автором четырёх оркестровых увертюр, трёх концертов для скрипки с оркестром, пьес для скрипки и фортепиано, Иоахим сыграл выдающуюся роль  распространении и популяризации произведений других композиторов, в частности И. С. Баха и Л. ван Бетховена (о его исполнении Скрипичного концерта Бетховена писали, что это «само откровение»). Помимо включения их сочинений в свой исполнительский репертуар, он также создавал редакции сонат и партит Баха, сонат и квартетов Бетховена, для концертов же дописывал собственные каденции — сольные виртуозные эпизоды.

В каталоге издательства «Музыка» представлен клавир Концерта для скрипки с оркестром Л. ван Бетховена с каденциями Й. Иоахима и Ф. Крейслера. Примечательно, что именно исполнение этого концерта 12-летним Иоахимом под управлением Ф. Медельсона принесло ему всемирную славу.

Фрагмент каденции к Концерту для скрипки с оркестром Бетховена op. 61, автограф Й. Иоахима, 1860 г.

Также издательством «Музыка» выпущены «Венгерские танцы» И. Брамса в обработке для скрипки и фортепиано Й. Иоахима и Ф. Крейслера. Иоахим был другом Брамса, который оказал на него большое влияние в художественно-эстетическом плане. Сам Иоахим сыграл важную роль в жизни Брамса, много сделав для признания его творчества современниками. «Венгерские танцы» (в оригинале — для фортепиано в 4 руки) были созданы по мотивам полуимпровизационных выступлений немецкого композитора со скрипачом Эде Ременьи. Их творческий тандем просуществовал недолго, и Иоахим проделал работу по виртуозному переосмыслению этих ярких пьес. По сегодняшний день они часто звучат именно в его обработке, которая воспринимается слушателями как вполне аутентичная.

28 06 2023